Опасные игры с переменой ролей
Объект и субъект вперемешку или как «Достать коротышку»
«Что я знаю о Голливуде?... Там когда-то ошивался Бен Сигел по кличке „Багси"?» На самом деле этой фразы нет ни в одном фильме (по крайне мере, пока нет). Это подражание Гаю Ричи (вспоминайте «Большой куш»). Однако фраза уместна в контексте фильма, о котором мы будем рассуждать сегодня.
Лично для меня сегодняшний рассказ начался с заочного разговора с одной моей знакомой. «Ты как Чили Палмер из „Достать коротышку"» - заявила она. Я, вспоминая, что того играл Джон Траволта, уточнил: «Ты про ямочку на подбородке?» «Ещё одно неудачное слово или знак препинания - я разочаруюсь в тебе как в специалисте по нуару :)» Угроза весьма серьезная, а потому срочно пришлось пересматривать фильм, который я в последний раз видел, когда во главе нашего государства был ещё пребывающий в хронически-бесконечном похмелье Ельцин.
Новый просмотр ленты «Достать коротышку» (1995) отрыл мне глаза на многие выщи, которые я упустил двадцать лет назад. Например, есть комедии про то, как снимают комедии. Опять же есть фильмы ужасов, как снимают фильмы ужасов. Почему бы не сделать нуар про то, как снимают нуар. Если быть более точным, то неонуарную комедию о процессе создания нео-нуара.

Вы спросите, кто такой Чили Палмер? Кроме того, что он главный герой данного фильма, он - криминальный решала, занимающийся, как правило, тем, что выбивает долги по заказу своего босса, гангстера-ростовщика. А ещё он большой знаток старого кино (нуара в первую очередь), а потому невольно тяготится своей около-уголовной работой.

В какой-то момент, занимаясь привычным выбиванием долгов, этот рассудительный «деятель полумрака» оказывается в Лос-Анджелесе (подсказываем – там расположен Голливуд). Здесь он сталкивает с миром кино, решая помочь одному не слишком удачливому кинорежиссеру. Поначалу он полагает, что поддержка будет заключаться в рассказе «актуальных сюжетов» из реальной жизни гангстеров. Однако в какой-то момент обнаруживается, что мир шоу-бизнеса и криминальная сфера не слишком-то отличаются друг от друга.

На первых порах главный герой изумляется: «Я просто дурею, как вы тут свои дела ведете». В итоге приходит к выводу: «Суровый ваш кинобизнес. Придется временами вспоминать мои навыки рэкета». Как можно предположить, большая часть фильма оказалась вовсе не про искусство, а про то, как «разрулить проблемы» в мире искусства.

Что же касается нуара, то «крошки» из него рассыпаны на пространстве всей картины. Начнем с того, что в кабинете героя Де Вито (того самого «коротышки», коего надо «достать») стоит античный бюст – ироничная отсылка к «Маленькому Цезарю», легендарной гангстерской ленты 1931 года. А ещё одна из героинь, вздыхая, говорит: «Он паршиво писал, но был хорошим мужем». Это явная пародия на фразу из фильма «Печать зла» (1958): «Он был хорошим сыщиком, но паршивым копом». А чтобы вы случайно не промахнулись, отрывки из этой ленты показаны в фильме. Именно её увлеченно смотрит в кинотеатре Чили Палмер, «предсказывая» крылатые фазы героев. В итоге субъект и объект фильма постоянно «меняются ролями».

Надо сказать, что таких аллюзий в фильме десятки. В этом нет ничего удивительного, так как Барри Зонненфельд, прежде чем стать именитым режиссером (вспоминайте «Людей в Черном» и «Семейку Адамс») был оператором у братьев Коэнов. А ты слывут едва ли не величайшими (в Голливуде) поклонниками нуара. Именно Зонненфельд был оператором «Перекрестка Миллера» (1990), самой необычной пародии на нуар, которая была сделана Коэнами.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы продолжим анализ криминальных комедий, а потому не забывайте читать наши материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара
Made on
Tilda