Механический вампир, дающий подобие жизни
С чего начинался «иберийский нуар» или дебют Гильермо дель Торо
Мы уже говорили об испанских триллерах, которые относим к такому явлению как «иберийский нуар». Мы не стали употреблять определение «испанский», так как фактический основоположник этого явления - режиссер Гильермо дель Торо является мексиканцем (хотя известное количество его фильмов посвящено Испании). По этой причине можно говорить о некой «испано-мексиканской культурной общности», которой присуще схожее восприятие страха и тревоги

Сегодня мы хотели бы остановиться на кинокартине, из которой по большому счету можно выводить упомянутый выше «иберский нуар». Это был режиссерский дебют, первая полнометражная лента дель Торо. Её ошибочно относят к категории «фильмов ужасов», хотя она ни разу не пугающая. Это криминально-мистическая драма, причем, содержащая в себе прямые отсылки к классическому нуару.
Достаточно вспомнить сцену в машине, что напоминает часто используемое в нуаре «действие на голливудских холмах». Или же сцена схватки на фоне большой неоновой вывески. В мрачном кино (а нуар это мрачный мета-жанр) неоновые отсветы демонстрируют коварство ночи, которая пугающая, но манящая. Но самое главное, в этом фильме – это макгаффин, то есть предмет криминального вожделения наурных персонажей. Но обо всём по порядку.

Фильм 1993 года называется «Хронос». Именно так именуется таинственный механизм, изобретенный средневековым алхимиком. Эта причудливая «магическая» машинка способна продлевать жизнь, но требует от обладателя плату кровью, превращая его в потустороннее существо. Позже эхо данной идеи мы сможем услышать в фильме «Видок» (2001), где алхимик показан как ритуальный убийца, а не «производитель золота».

Режиссер далеко не случайно назвал прибор «Хронос», то есть «Время», но не «Жизнь». Прибор весьма лукав, мечта о «вечной жизни» оборачивается темной стороной. Это вовсе не «бессрочная молодость», а «пожизненная старость». Собственно не жизнь, а существование, растянутое на продолжительное «Время»

Механизм случайно попадет в руки одного пожилого антиквара. После чего в его жизнь врываются неприятности, так как за «Хроносом» охотится смертельно больной богатей. Действие во многом схоже с мистическими нуарами, которые стали мировой классикой – «Сердце ангела» (1987) и «Девятые врата» (1999)

Несмотря на то, что это был дебют режиссера, фильм «Хронос» собрал множество наград и открыл ему путь в большое кино. Не будем повторять дежурные похвалы, а обратим внимание на пару моментов. Фильм можно было бы сделать более динамичным за счет монтажа, изменив сюжет, чтобы он не совпадал с фабулой (типичный для нуара ход). То есть не излагать события в хронологическом порядке. Например, начать со сцены «гибели» главного героя. Затем показать с использованием закадрового голоса (который и без того есть в фильме), как всё начиналось. А потом через мрачный юмор в похоронном бюро (опять же отличительная черта нуара) продолжить действие, развивая идею о бессмертии как о проклятии.

Из плюсов фильма можно отметить, что дель Торо не стал делать «ужастик», а обратился к изначальной традиции, породившей нуар, так называемому «калигаризму» (от названия фильма «Кабинет доктора Калигари»), у нас более известному как «германский кино-экспрессионизм». Фильм мы рекомендуем к просмотру. Не забывайте читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»



Made on
Tilda