«То есть полностью без одежды»
Фантасмагорическая провокация как переходная форма нуара
Мы уже не раз говорили о т.н. «советском нуаре», который достиг своего апогея в фильме «Грачи» (1982) и «современном российском нуаре», который было бы правильнее выводить из ленты Охлобыстина «Арбитр» (1992) и фильма Балабанова «Брат» (1997). Впрочем, у отечественного нуара были своего рода переходные формы, которые можно было бы назвать «перестроечным нуаром».

Надо отметить, что я негативно отношусь к Перестройке с её лицемерием и ростом деструктивных настроений. Однако нельзя отрицать того факта, что именно в то время выходит несколько в высшей мере показательных мрачных (нуарных) лент. Во-первых, можно вспомнить «подростковый нуар» - фильмы «Шут» и «Куколка». Во-вторых, мрачное звучание можно обнаружить в экспериментальных и даже фантасмагорических фильмах того времени. В частности в киноленте 1988 года «Город Зеро»
Мы уже говорили в одном из своих материалов, что мрачный мета-жанр нередко использует сюжетный ход с местом (или городом) «из которого нет выхода». В упомянутом фильме, режиссером которого был К. Шахнахаров, этот прием положен в основу всего действия. Надо отметить, что вольно или невольно, но К.Шахназаров тяготел к нуарным формам. Они ведь могут принимать разный облик - криминальный авантюризм («Мы из джаза»), фронтовая одержимость («Белый тигр»), тайная сеть преступлений («Всемирная история отравлений»)

Однако в случае с «Городом Зеро» (то есть городом, которого как бы нет) все тенденции, характерные для нуара, проступили ярче всего. Главный герой оказывается в мрачном местечке, где на улицах всегда царит полумрак. В гостиничном номере раздаются странные телефонные звонки, а события более напоминают страшный сон. Возникает ощущение, что Алексей Варакин (в исполнении Леонида Филатова) попал в мир Кафки. Что отрадно, «Город Зеро» был снят за несколько лет до того, как Содерберг сделал нуарную «биографию» Франца Кафки.

Абсурдность всего происходящего становится очевидной с первых сцен, когда визитер видит в приемной крупного предприятия обнаженную секретаршу, которая как ни в чем не бывало печатает бумаги. И никому кроме Варакина это не кажется странным. Сцена с секретаршей выливается в следующий диалог: - У вас секретарша голая… - Как голая? – То есть совершенно без одежды!

Впрочем, смысл фильма совершенно в не этом. Это была своего рода маленькая провокация, устроенная создателями ленты. Подобно нуару формально действие строится на расследовании преступления – гибнет повар ресторана Николаев. С одной стороны, это выглядит как самоубийство, однако городской прокурор видит в этом «часть заговора» (заговоры и вера в них характерны для классического нуара). Однако нуар во всех его видах – это совершенно не детектив. А потому в «Городе Зеро» гибель Николаева и расследование находятся где-то на «периферии действия», это своего рода эмоциональный фон, на котором случаются в высшей мере нелепые происшествия.

Подобно героям классических нуаров Варакин не раз восклицает: «Почему я?» (вспоминайте «Мертв по прибытии» 1950 года) И не получает ясного ответа. Но звучат ещё более странные вопросы: «Выходит, что вы сын повара Махмуд?» (фраза, в своё время бывшая культовой). В нашем рассказе хотелось бы остановиться на моментах, на которые до сих пор не обратила внимания критика. Они позволяют по-разному взглянуть на суть «Города Зеро».

В фильме не раз упоминается некий профессор Роттенберг - местное светило и гений. Не исключено, что он создал «квантовый феномен», нечто вроде «пропавшей комнаты» из одноименного сериала 2006 года. Это так сказать нуар-фантастическая версия происходящего в фильме. Впрочем, есть еще нуар-мистическая трактовка. В фильме также не раз упоминается главный инженер предприятия, на которое прибыл Варакин. Мы узнаем, что тот утонул при таинственных обстоятельствах. То есть главный герой как бы попал в посмертный мир «главного инженера». Не удивительно, что в конце фильма персонаж Леонида Филатова садится на лодку и пытается переплыть реку. Он словно стремится попасть на другую сторону «Стикса», стать «стариком Хароном» наоборот. Впрочем, это не более чем версии.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро продолжим анализ фильмов, которые можно отнести к категории «перестроечного нуара», а потому не забывайте читать наши материалы! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»
Made on
Tilda