Котики в сумраке нуара
О криминальных фильмах, в которых кошки сыграли важную роль
В информационном пространстве «котикам» нанесено серьезно поражение. В рейтинге популярности их потеснили «квокки». Даже девушки в анкетах знакомства стали писать: «Я милая как квокка». В связи с этим хочется язвительно спросить: В смысле постоянно улыбаетесь? Или маленького роста и непрерывно жуете?

Котики, не переживайте – мы с вами! И этот материал посвящается вам. Надо сказать, что кошки попали в нуарные и мрачные традиции не от особо хорошей жизни. Мы уже не раз говорили, что истинные корни мрачного жанра (нуара) надо искать в истории, на огромном пространстве, что простирается от Античности до Средних веков. В случае с кошками можно привести один пример. Папа Римский Иннокентий VIII (видимо, от очень «большого ума») обвинил кошек в содействии колдовству, а потому в Европе начался самый настоящий кошачий геноцид. Результаты себя не заставили ждать – развелось немыслимое количество грызунов, которые стали переносчиками чумы. В итоге «Черная смерть» «выкосила» почти весь континент. Так кошки «отомстили» неразумным людям.
Если говорить о собственно нуаре, то одним из его провозвестников считался гениальный поэт и писатель Эдгар Аллан По. Обычно его творчество соотносят с другим символом нуара – вороном. Однако именно у По мы можем найти безусловно нуарный рассказ близкий по стилю к готическим ужасам «Черный кот». Убийство беззащитного кота (которое рассматривается как более чудовищное, чем убийство женщины) ведет к воздаянию – кот-двойник выдает преступника.

Аллюзии (то есть отсылки) к этому рассказу мы можем обнаружить в фильме 1961 года «Тень кошки», который по своей стилистике более напоминает викторианский нуар. В некоторых случаях название переводят как «Призрак кота» (просьба не путать со сказочной мелодрамой «Кошка-привидение»). Весьма показательно, что жертва (старая владелица усадьбы) в самом начале фильма читает стихотворение По. Её любимица-кошка является «свидетельницей» убийства старушки. После этого животное становится своего рода «частным детективом», а затем «мстителем» (весьма характерные для нуара амплуа). При этом злодеи всеми силами хотят убить кошку и своей одержимостью вызывают удивление окружающих. То есть кошка является еще и макгаффином - предметом всеобщего криминального «вожделения» в нуаре.
Нечто аналогичное мы можем увидеть в фильме 2016 года «Девять жизней», который с некоторыми оговорками можно назвать «детским нуаром». В нём совершено покушение на успешного бизнесмена (его играет жертва недавней голливудской травли Кевин Спейси), сознание которого переносится в кота с весьма забавным именем – «Мистер пушистые штаны» (кот действительно очень пушистый). В итоге кот как бы пытается разоблачить злодеев и помочь «своей» семье.

Несколько более мрачное звучание у корейского мистического нуара «Кот – глаза, которые видят смерть» (2011). На этот раз животное становится не столько детективом, сколько медиумом, посредством фантазий и пугающих видений помогающих раскрыть преступление. Только вот девушку, ухаживающую за котом, это ни разу не радует.

Надо сказать, что кошка стала ассоциироваться с мрачными деяниями благодаря сумрачному триллеру «Кот и канарейка» (1927), который был заново переснят уже в звуковом варианте в 1939 году. Кот - это символ маниакального преступника. Как видим – котики не всегда являются безусловно положительными персонажами. И совсем они не положительные в эпопее «Кошки против собак». Что показательно сторона кошек – это подлинный набор мужских ампула из нуара – философствующие гангстеры, эстетствующие маньяки, злодеи-декаденты и т.д.
Первоначально не совсем положительным персонажем являлась и «женщина-кошка».

Изначально она появляется в комиксах про Бэтмана, затем оказывается в действии фильма 1966 года. Однако истинная популярность приходит в 1992 году, когда её исполнила Мишель Пфайффер в фильме «Бэтмен возвращается». В данном случае персонаж находится где-то посредине между «роковой красоткой» и «плохой хорошисткой». В ленте 2004 года персонаж Холли Берри уже безусловная «плохая хорошистка», без какого либо намека на фатальность. В сериале «Готем» она превращается в какую-то «девочку-хомяка» (да простят нас поклонники таланта Камрен Бикондовы)

О том, что кошки могут быть не совсем животными, заявил ещё легендарный нуар-режиссер Жак Тюрнёр, который в 1942 году снял свой знаменитый мистический триллер «Люди-кошки». Забегая вперед, скажем, что в 1982 году был сделан ремейк этой картины – хороший, но всё-таки не столь убедительный как «оригинал».

Если говорить о совсем классическом нуаре, то смерть кошек мы можем наблюдать, по меньшей мере, в двух случаях. В японской ленте «Бездомный пес» (1949) преступник в ярости убивает мешавшую ему кошку (ну что взять с бешеной собаки?) В американском фильме «Оружие для найма» убийца по кличке «Ворон» (еще раз привет Эдгару Аллану По) напротив, очень любит кошек. В самых первых кадрах он подбирает бездомного котенка и кормит его. Когда он случайно убил на складе бездомную кошку, то он безгранично расстроен: «Кошки приносят удачу. Я убил свою удачу. Пусть тебе будет хорошо на небесах, пушистик»
На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в ближайшем будущем мы продолжим сравнительный анализ мрачных криминальных фильмов, а потому не забывайте читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»
Made on
Tilda