Принцессы по мухой, радость похмелья и ироничный нуар

«Тонкий человек» как гимн в честь отмены «сухого закона»
Наш материал, который был посвящен негативным последствиям так называемого «сухого закона», у некоторой части публики вызвал немалое возмущение. Мол, отмена «сухого закона» в США стала «трагедией». Если отмена этого чреватой негативными последствиями социально-политической практики (а именно, запрета алкоголя) и стала «трагедией», то только для организованной преступности. Рядовые американцы ликовали.

Примеров и свидетельств тому – масса. Однако мы остановимся на самом интересном из них. На фильме «Тонкий человек», который вышел на экраны в 1934 году, то есть несколько лет спустя после возврата алкоголя в обыденную жизнь американцев. По сути это была экранизация повести Дэшила Хэммета, который считался литературным отцом нуара. Впрочем, классический нуар выводят от «Мальтийского сокола» 1941 года – фильма, также снятого по повести Хэммета.


«Тонкий человек» можно отнести к прото-нуару. В нём уже можно обнаружить характерные черты «большого мрачного стиля», хотя лента, по сути, стала криминальной комедией. Причем собственно детективная составляющая ушла на второй план. Главное внимание было уделено мрачному и язвительному юмору, который позволяли себе главные герои. Их по большому счету три – супруги Чарльз и их собака Аста. Нора - состоятельная барышня, Ник – бывший частный детектив. Собака – веселый фокстерьер, благодаря которому возникла мода на эту породу.

Пару слов скажем об актерах. Мирна Лой в своё время считалась принцессой Голливуда, хотя эта «корона» редко задерживались на чьей-то макушке очень долго. Уильям Пауэлл поначалу играл негативных персонажей, затем - уточенных сыщиков; в итоге было вполне логично, хотя и не для всех предсказуемо – что он «станет» частным детективом в прото-нуаре. Частный детектив находится как раз между миром закона и преступностью, он промежуточная фигура, которая может позволить себе «вольности»

А «вольностей» в фильме великое множество. Казалось, что режиссер Ван Дик «извинялся» за лицемерие и ханжество американского кинематографа эпохи «сухого закона». По этой причине в фильме появился еще один незримый «персонаж» - это горячительные напитки. К слову сказать, изысканно одетый частный детектив, постоянно потягивающий коктейли, позже был «воспроизведен» в образе агента 007. В фильме нет сцены, где не было вечерники или чего-то схожего. Это порождает множество мрачно-комичных ситуаций.

То миссис Чарльз, страдающая похмельем появляется с ледяной «грелкой» на голове, которой пытается придать вид шляпки. То её супруг, пребывающий в аналогичном состоянии «разбитости», начинает стрельбу из духового пистолета по воздушным шарикам, висящим на рождественской елке.

А ещё вечерники дают повод для исключительно язвительных тирад в духе Хэммета: «Быстрее бы закончить расследование, а то оно мешает моим возлияниям», «Убийца сидит за этим столом. Официанты, подайте рыбу», «Принесите орешков, может быть, это успокоит гостей», «Давайте пить и веселиться, ибо завтра мы умрем». Последняя фраза может стать своего рода выражением мрачной иронии, что мы можем обнаружить в нуаре.

Что можно сказать в фильме «Тонкий человек»? Весело и необычно! Эта ирония была утрачена в классическом нуаре, но оказалась воспроизведена в конце 60-х годов в нео-нуаре (вспоминаем фильмы «Марлоу» и «Тони Роум»). Фильм настойчиво рекомендую к просмотру. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы продолжим изучать старые криминальные ленты. А потому не забывать читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».

Фотографии и тексты использованы для демонстрации возможностей шаблона сайта, пожалуйста, не используйте их в коммерческих целях.
Made on
Tilda