Постыдные нравы женского коллектива

«Восемь женщин» в замкнутом пространстве
С этого материала мы начнем цикл рассказов об уникальном культурном явлении, так называемых нуар-мюзиклах. Они не так широко распространены, как просто нуарные ленты, но всё-таки имеются.

Фильм «Восемь женщин» стоит особняком как в среде кино, так и в среде мюзиклов. Во-первых, его автором стал известный кино-провокатор, режиссер Франсуа Озон («Крысятник», «Криминальные любовники»). Одного этого уже хватает, чтобы догадаться, что криминал будет активно перемешан с очень-очень личными и весьма неприличными тайнами.

Впрочем, в данном случае Озон был отнюдь не автором, а лишь адаптатором идеи. В основе фильма сценическое произведение Робера Тома, которое появилось на свет в 1958 году, ровно в тот момент, когда классический американский нуар «сходил на нет», а френч-нуар, напротив, набирал силу. На первый взгляд может показаться, что речь идет о классическом детективе, когда расследуется преступление в замкнутом пространстве. Впрочем, пьеса, а вместе с ней и фильм таят в себе столько «сюрпризов», что в итоге превращаются в криминальную драму, то есть в нуар.

Канун Рождества ориентировочно 1956 года. В особняке таинственным образом оказывают «запреты» восемь женщин. Они отрезаны от мира, телефон оборван, автомобиль сломан. А сам хозяин особняка убит. Связаться с полицией не представляется никакой возможности. Когда стало ясно, что убийца не прячется в особняке, само собой возникает подозрение, что убийца – одна из восьми.

Надо сказать, что женские «невольные» коллективы и без того не отличаются дружеской сплоченностью. В данном случае метафора про «клубок змей» оказывается весьма уместной. Криминальные опасения усугубляются личной неприязнью, а те всего рода «интимными обнаружениями». Почти все участницы творческо-криминального процесса обладают собственным «скелетом в шкафу», причем, весьма постыдными.

Дабы фильм не производил излишне тяжкого впечатления, действие перемежается песнями и танцами. Для этого специально не используется профессиональная хореография и постановка голоса, дабы возникал эффект присутствия. То есть вы полгали себя «подглядывающими» за особняком, а не сидящими в зале театра. Впрочем, даже песни-танцы не могут спасти обстановку, которая с каждой минутой накаляется будто бы ситуация на Ближнем Востоке. От начала массовых расправ друг с другом действующих лиц сдерживают сущие пустяки.

Кажется, что они уже не могут более удивляться, так как масса «скелетов» явлена, «маски сорваны». Однако почти в самом финале их ожидает новый «сногсшибательный сюрприз», фактически феерическое открытие, которое повергает всех в шок и заканчивается новой трагедией. После этого становится предельно ясно, что речь идет не о детективе, а о подлинном нуаре.

Из несомненных плюсов ленты можно отметить блестящий актерский состав, который собой венчают Катрин Денёв и Изабель Юппер. Кроме этого Франсуа Озон отказался от привычных для его фильмов интимных сцен с элементами девиаций, что придало ленте с одной стороны элегантности, с другой стороны - налет «порочной невинности».

На этом мы заканчиваем наш рассказ. Однако очень скоро мы продолжим рассматривать нуар-мюзиклы. А потому не забывайте читать наши материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda