Мрак ожившей тени

Мрак ожившей тени
Есть у нуара, о котором мы преимущественно рассказываем на данном канале, одна стилистическая особенность – в действии принимает тень человека. При этом самого человека не видно. Например, на стене можно видеть длинные тени дерущихся между собой. Или же «тень» может напасть на беззащитную девушку. Тень, отображенная на задернутых шторах, может нанести смертельный удар. Примеров можно приводить множество. И именно их множественность заставляет нас задуматься над сутью этого приема. Почему тень подменяет человека?

Первое, что приходит в голову в этой связи – это сказка Шварца (и её блестящая экранизация 1971 года), которая была вольной аллюзией к сказке Андерсона. Датский сказочник тоже базировался отнюдь не фантазиях. А на глубоких мистических представлениях. Например, в верованиях Древнего Египта указывалось, что тень была частью человека. Грешники после смерти лишались тени. Однако если в египетской мифологии грешные тени пожирались монстром, то в нуаре они как бы вырываются наружу. То есть это как бы «альтер эго» человека, которое пугливо прячется при ярком солнечном свете, но обретает силу с наступлением сумерек .
Двоемыслие и лицемерие - характерные для нуара состояния, когда нельзя никому доверять. В нуаре редко кто является искренним. Однако у тени есть обратная сторона, её гибель может навредить хозяину. Например, в древних славянских представлениях наступить на тень другого человека было дурным предзнаменованием, так сказать «актом агрессии». Но есть как бы психологическая уловка, когда тень «совершает преступления». Так человек пытается снять с себя вину, мол, это не я, это совершила моя тень. В этой связи становится понятным, почему в нуарно-мистическом сериале (и соответственно романе ) «Американские боги», одного из главных персонажей зовут Тень. То есть божество как бы «умывает руки» и доверяет ему всю, далеко не самую чистую работу.

Если мы посмотрим на представления, заложенные в балканскую мифологию, в первую очередь в сербскую, то мы обнаружим, что тень была едва ли не табуированным «явлением». Например, детям запрещалось играть с тенью. По этой причине можно родиться сюжет, если не для нуара, то для хоррора. Если составить особую фигурку из ладоней (помните, теневых «зайчиков», «собачек» и т.д.?) то тень может ожить и стать «слугой» («Тень знай свое место»). Однако если потерять контроль над тенью, например, когда она вкусит «прелесть» убийств, то она начнет угрожать всем окружающим, в первую очередь «хозяину». То есть тень становится преступником-декадентом, опять же весьма характерное для нуара амплуа.

В данном случае нельзя не отметить явное сходство «зловещей тени» и «инфернального отражения», которое действует как «анти-герой» в фильме ужасов «Зеркала» (2008). То есть можно предположить, что если место обитания «отражений» (старый универмаг), то есть и особое обиталищие теней. В нуаре это сумеречный или ночной город, хотя тема отельных локаций все ещё не разработана. Хотя было логично предположить, что тени могут действовать открыто отнюдь не во всем городе, а лишь в отдельных его местах.

Чтобы как-то смягчить негативный эффект, и дать тебе, дорогой читатель, надежду на солнечное утро, которое в наре и хорроре не факт, что наступает, есть средство для борьбы со «зловещей тенью». Это в прямом смысле ограничить её, то есть обвести её границы. Можно использовать мелок (ну как тут не вспомнить меловой круг из «Вия») или же булавки.

Завершая наш сегодняшний рассказ, хотелось бы отметить, что сюжет с «теню», которая преследует главного героя «Волшебника Земноморья» от Урсулы Ле Гуин имеет явно нуарное звучание. Опять же книга была издана в 1968 году, то есть может нести в себе подростковые воспоминания из «эпохи нуара». Не забывайте читать наш канал, так как вскоре мы продолжим путешествие по мрачному миру. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко
Made on
Tilda