Темный стержень тщетных фантазий

Маяк в нуаре и в триллере
День добрый, дорогие друзья! Мы ради вас приветствовать на канале, посвященном мрачном жанру, более известному как нуар. Вашим рассказчиком буду я, писатель и историк, Андрей Васильченко

Сегодня мы обратимся к одной в высшей мере интересной, но странной теме. А именно образу маяка в мрачном кино, во всем его многообразии: от нуара до мистических триллеров. Тема для нас стала актуальной по причине выхода в 2018 году на экраны фильма «Исчезновение». В основе его попытка раскрыть тайну весьма загадочной истории, когда в начале ХХ века бесследно пропали три смотрителя маяка, который располагался в Шотландии. При этом сам маяк показан как весьма мрачное и недружелюбное место. Не будем говорить, что произошло по версии режиссера, дабы не портить вам удовольствием от просмотра

Не будем также перечислять все фильмы, в которых появляется маяк. Их достаточное количество. Однако почти во всех без исключения, место «нехорошее». Почему? Ведь на символьном уровне маяк должен означать «надежду», «путеводный свет». Однако в кинематографе все с точностью до наоборот. Иногда очень сложно провести грань между собственно нуаром и мистическим триллером. Например, в фильме «Полусвет» (2006) мы предполагаем, что речь идет о мистике, однако на практике оказывается, что это хитроумная криминальная комбинация. Вспоминайте, как у героини Деми Мур завязалась связь с якобы «погибшим» смотрителем маяка. С другой стороны, маяк появляется в фильме «Остров проклятых» (2010) и зритель до самого конца ленты уверен, что речь идет о классическом нуаре (с глобальным заговором, темными тайнами и т.д.) Однако на практике оказывается, что «нельзя верить глазам своим», ибо нередко в нуаре всё не то, чем кажется на первый взгляд. Режиссер Мартин Скросезе довел эту мысль до «абсолюта» - даже нуар может оказаться вовсе не нуаром, а лишь его видимостью.

В то же самое время маяк может быть двояким, двусмысленным объектом – так сказать крепостью, которая может быть и тюрьмой, и защитой одновременно. Эта мысль проскользнула в фильме «Звонок», где маяк появляется на «проклятой видеокассете», но в то же самое время дает ключ к разгадке страшной тайны. Однако ярче всего эта идея проявилась в фильме «Атлантида» (2017), где обитатели маяка фактически каждую ночь вынуждены отбиваться о «морских чудовищ» (есть в этом нечто от ужасов Лавкрафта). То есть маяк мы видим как символ обманчивых надежд и тщетных фантазий. Это мы можем обнаружить также в сюжете фильма «Туман» (1980), где жители приморской деревушки «прокляты», так как их предки соорудили «ложный маяк», чтобы заманить на камни корабль с богатствами, на которые они и обеспечили благополучие своей деревни.

Если отбросить всякого рода фрейдизм, который в данном случае совершенно неуместен, можно обнаружить, что «ложным маяком» является «глаз Саурона», по крайней мере, как это показано в эпопее Питера Джексона. И тут невольно вспоминается строчка из Сергея Калугина («Оргия праведников»), как раз повествующая о проклятии: «Как движется по небу витязь багровый, чье око взыскует меня». Опять же нельзя не отметить, что в современном фольклоре «смотритель маяка» в чём-то подобен «мельнику» из фольклора традиционного. Живущий на отшибе, зарабатывающий на «конфликте стихий», но не живущий собственно с земли. А стало быть, может водить с нечистой силой. В случае с мельником - с водяным, в случае со смотрителем – с демонами океана

Мы только лишь обозначили общие контуры проблемы маяка как мрачного объекта. В ближайшем будущем мы продолжим рассказ на другие темы, а потому не забывайте читать наш канал. А еще лучше подписывайтесь на него! Искренне Ваш Андрей Васильченко

Made on
Tilda