«Железный трон» как макгаффин из нуара

В чем загадка властного артефакта из «Игры престолов»?
Уф, наконец-то», - мысленно сказали актеры сериала «Игра престолов» и стали готовиться рассказывать публике, как оный их утомил, что они серьезные актеры и эта телевизионная жвачка чуть было не испортила им карьеру, как фанаты сериала стали требовать переснять последний сезон. Мне уже слышатся мысленные стенания актеров: «Только не это, мы больше не выдержим!» Не знаю, как в остальном мире, а России у «Игры престолов» поразительно высокий антирейтинг. Проще говоря, огромное количество людей его осознано не смотрят, а обсуждать в компании (как сериал, так и «творчество» Дж.Мартина) считается признаком дурного вкуса Как же так получилось? Ведь начиналось всё вполне оптимистично. Однако после второго сезона стало понятно, что проект – жвачка, а автор откровенно «гонит строку». Опять же многих «напрягало» отсутствие сюжета, вместо которого наличествовал калейдоскоп из ввернутых из разных эпох и различных стран реально наличествовавших событий.
Великая китайская стена соседствовала с Варфоломеевской ночью и т.д. Проще говоря, был сюжетный копипаст, который Мартин приправлял своими девиантными фантазиями. Ещё герои крайне язвительного мульт-сериала отмечали, что в творчестве Мартина подозрительно много рассуждений по поводу «мужских первопричинных мест» (не знаем, как сказать еще более галантнее, чтобы не нарушать правила ресурса)

Однако в данном сюжете нас интересует всего лишь один предмет. А именно «Железный трон», за который внезапно стали бороться все, кому не попадя. Многим казалось, что в это в высшей мере удачная находка, хотя в действительно это не более, чем заимствование из нуара. О том, что Мартин хорошо знаком с нуаром свидетельствует его повесть «Шесть серебряных пуль». Несмотря на всякого рода награды, произведение откровенно слабое. Что вполне предсказуемо, ибо автор взялся писать о том, о чем не понимает. О мире криминале он знал, видимо, только из телевизора, а потому (например) едва ли мог подозревать, что разорванное на куски человеческое тело жуткое воняет (по причине наличия кишечника и желудка) Но наш разговор не об этом

Макгаффин - это выдуманный термин, которым в нуаре обычно обозначается предмет страстного криминального вожделения. В качестве самого известного макгаффина выступает т.н. «мальтийской сокол» из одноименной повести Хеммета и её экранизаций. Нередко макгаффин обладает ценностью не сам по себе, а лишь при некоторых предпосылках. Например, книга из «Девятых врат» (1999) ценна не сама по себе, но причине наличия в ней гравюр, которые могут вызвать «князя мира сего». Нередко макгаффин может быть полностью утрачен, что как бы является аллюзией на несбыточность криминальных фантазий. Например, впервые упоминания макгаффина можно найти у Конан-Дойла, когда сокровища Агры оказались разбросаны по дну Темзы.


Как видим, «Железный трон» является типичный макгаффином, обладание которым (точнее горя, восседание на котором) становится всеобщей манией. При этом он не обладает мистической властью, например, как венгерская «Корона Иштвана». В указанном примере неважно династическое наследование и право перворождения. Корона типичный артефакт, проще говоря, у кого корона, тот и король. И не важно, что ты еще вчера был нищим.

Образ опасного трона и меча опять же не является слишком оригинальным, так как в основе мы имеем всего лишь пересказ сюжета о «дамокловом мече». Согласно легенде этот меч висе на конском волосе над троном сиракузского тирана Дионисия. То есть быть тираном очень опасно.

На этом мы заканчиваем наш рассказ. Однако завтра мы продолжим наше путешествие в мире темных тайн и загадок, а потому не забывайте читать наш канал. А еще лучше подписывайтесь на него. Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор многих книг, в том числе «Пули кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda