Упырь постсоветского пространства

Отечественный «Ван Хельсинг» в российском нуаре
День добрый, дорогие друзья! Рады приветствовать вас на канале, посвященном мрачному кино, или иначе говоря – нуару. Проводником в этот миру буду я - историк и писатель, Андрей Васильченко

Сегодня мы перенесемся во вторую половину 90-ых годов, когда на российские киноэкраны вышел фильм «Упырь». Скрестить мистику и нуар, то есть мрачную криминальную драму - тема в кинематографе неновая. Достаточно вспомнить «Сердце ангела» (1987) от Алана Паркера. Однако в данном случае действие происходит у «нас», причем именно тогда, когда страну потрясали самые настоящие криминальные воины. «Синие» (то есть в «мастях») воевали со «спортсменами», «законники» против «беспредельщиков» и т.д. Во всё это в принципе «привычное» для тех дней действие органично вплетена мрачная мистика, к которой российский обыватель всегда тяготел.


Сразу же надо отметить, что идея была обречена на оригинальность, так как её автором был Константин Мурзенко, родивший идеи для таких фильмов, как «Мама, не горюй» (1997), «Апрель» (2001), «Жесть» (2006) и т.д. Если вам сложно воспроизвести эту культовую личность в памяти, то вспоминайте «продавца-фашиста» из второй части «Брата»

Сюжетная линия фильма проста как осиновый кол, который главный герой истово заколачивает в грудь разного рода представителями нечисти. Небольшой провинциальный город объят уголовными разборками, в которые включился «упырь», формирующий собственную криминальную армию. Чтобы исправить положение местный вор в законе призывает на помощь «охотника на вампиров», эдакого Ван Хельсинга эпохи «лихих девяностых». Им оказался герой Алексея Серебрякова, который с лицом «бронзового солдата» начинает наводить порядок в городе. Истребление ведется методично, по всем фронтам. В итоге возникает вопрос - не понятно, кто более жестокий персонаж: упырь или охотник?

Надо отметить отличную нуарную атмосферу фильма, которая дополняется музыкой весьма популярной тогда группы «Текиллы-джаз» (в оригинале она правда пишется по-английски). А что? Если в классическом нуаре и нео-нуаре звучит привычный джаз, то в российском мистическом пост-нуаре – совершенно «непривычный джаз». Кино, вне всякого сомнения, является низкобюджетным, хотя тогда отечественный кинематограф переживал не лучшие времена. Опять же формат фильма, который идет чуть больше часа – является загадочным. То ли большая короткометражка? То ли сильно урезанный полноформат?

Множество вопросов вызывает концовка фильма. Предложу свою трактовку. Кажется, что в одной из последних сцен упырь принимает облик охотника. Но мне видится, что всё несколько иначе. Подлинный охотник (которого играет Николай Лавров – нередкое лицо в криминальных лентах) гибнет в туалете, в самом начале фильма. Все как на подбор говорят, что должен прибыть один человек, однако мы видим двоих. Просто упырь сам решает стать охотником на обращенную им «мелочь». Подобно тому, как герой Микки Рурка в «Сердце ангела» является и преступником, и детективом (сам об этом не догадываясь). Упырь тяготится порожденным им «поколением», вместо «вечной жизни» их интересует «вечный криминал». Принимая во внимания политические реалии тех лет, многие фразы звучат весьма двусмысленно. «Понимаешь, они у народа кровь пьют почём зря, а мне отвечать», - говорит один милиционер. То есть упырь, прикинувшись охотником, устраивает нечто вроде «Всемирного потопа» для поколения мелких и жадных вурдалаков.

Опять же это объясняет, почему охотник-упырь убил дочь «вора в законе», к которой питал большие симпатии. Он не хочет, чтобы его что-то держало в провинциальном городишке. Он рвется на новые просторы. Хотя это только лишь версия

Не знаю, видел ли этот фильм известный кино-графоман Такаси Миике, однако тот в 2015 году снял фильм «Якудза-апокалипсис». Где предводитель преступной группировки является вампиром и набирает себе «солдат», «обращая их». Вообще это веселая мысль о том, что если тебя укусил якудза – ты сам станешь якудза. А мы завершаем наш рассказ. Однако не забывайте читать наш канал, так как вас ожидают новые сюжеты! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda