Бред Кафки как нуар

Или как надо делать увлекательные биографии?
День добрый, дорогие друзья! С вами вновь историк и писатель Андрей Васильченко. В прошлом году издательство «Пятый Рим» выпустило мое исследование, посвященное нуару – книгу «Пули, кровь и блондинки». С тех пор я веду этот канал, который посвящен различным аспектам нуара, а также всему тому, что по самым разным причинам не вошло в книгу

Вот кто бы сомневался, что Стивен Содерберг разбирается в нуаре? «Хороший немец», самые различные оттенки «друзей Оушена», «Пиджак», «Майкл Клейтон». Хотя есть в фильмографии этого режиссера фильм, который я ставлю особняком. Это «Кафка» 1991 года. Удивительно, но я обычно редко пересматриваю «высоколобое» кино (а Кафка – писатель, вне всякого сомнения, для высоколобых). Однако эта лента была пересмотрена мою великое множество раз.

Трудно сказать, что в ней так привлекает меня. Возможно, то, что Содерберг одним из первых обнаружил, что нуар построенный на отчуждении и чувстве нарастающей тревоги, во многом родственен беспокойному творчеству Франца Кафки. Опять же в фильме роль писателя играет весьма ставший похожий не него Джереми Айронс (вот кто бы мог подумать?) Однако этот фильм вовсе не дословная биография – это было бы скучно и банально

Содерберг прибегает к весьма популярному сейчас приему, он создает мнимую биографию писателя из отрывков его произведений (помните попсовенькое фэнтези про Никлая Гоголя?) А романы и новеллы Кафки прямо-таки просятся, чтобы их изложили в черном цвете, сделали из них классический нуар

Жил-да-был мелкий служащий Кафка. Работа у него была скучная, начальство дурное, а жизнь банальная. Единственным его развлечением его было создание рассказов, да всякие литературные причуды (в этой части биография соответствует истине). а вот дальше начинается таинственное, что невольно вызывает в памяти мнимые биографии Конан Дойла и Дэшилла Хеммета. Начали бесследно пропадать друзья Кафки, а заодно не слишком-то ему хорошо знакомые жители Праги. Тела их изуродованные стали находить в разных частях города. Хотя все делали вид, что ничего не происходит (эдакий «Настоящий детектив» из 20-ых годов ХХ века)

В части изображении пессимистичного и удрученного города невольно вспоминается Берлин у Фрица Ланга («М – город ищет убийцу») и тот же самый Берлин у Бергмана («Яйца змеи»). Длинные тени, грязные пивные. Кажется, что по этим улицам в поисках жертв бродит тень гениально-безумного доктора Мабузе. И это ощущение отнюдь не случайно. Все нити преступления ведут в таинственный «Замок». Криминальная канва повествования буквально выткана из реальных отрывков подлинного Кафки.

В итоге получился первоклассный нуар. С мрачными улицами неприветливого города, безумными убийцами, нерасторопными полицейскими, таинственными визитерами, красавицами, которые не столько соблазняют, сколько губят. И всё это смотрится на одном дыхании. После просмотра остается только одно сожаление – ну почему было нельзя сделать нечто подобное, столько же качественно и столько же изощренно, например, про Федора Михайловича Достоевского, который в отличие от Франца Кафки имеет все основания считаться литературным предтечей нуара.

На этот мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако не расслабляйтесь, завтра вас ожидает новая прогулка по темному городу из нуара, а потому не забывайте читать наш канал. А еще лучше подписывайтесь на него! Искренне Ваш Андрей Васильченко



Made on
Tilda