Темной-темной ночью…

Или почему ночь - это время-пространство нуара?
Дорогие друзья, мы рады вас приветствовать на нашем канале, который посвящен мрачному мета-жанру, который более широко известен как нуар. Проводником в этот пугающий, но манящий мир являюсь я - историк и писатель Андрей Васильченко, по совместительству автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Не так давно мы делали цикл передач, посвященных черному цвету, равно как его значению для нуара. Теперь мы начинаем новый цикл, в котором будем рассуждать, казалось бы, на схожую тему, а именно о ночи. Ее культурном и символическом смысле вообще, а также о её значении для нуара.

Вопрос: «Почему ночь важная для нуара?» - может показаться странным. А где же еще должно происходить действие большинства нуаров, как не в ночи? Нуар - это тревожный жанр, а ночь пугающее время суток. Но почему нас так пугает ночь? А разве она может не пугать? Конечно!!! Например, в полной всякого рода соблазнов южной ночи нет ничего ужасающего. Генетическая память оставила нам страх относительно другой ночи, которая спускаясь на землю, вцеплялась во все живое цепкими морозными пальцами, и грозила неизменно гибелью
Горе путнику, что в ледяной, северной ночи не нашел себе убежища. Затем прошли века, даже тысячелетия и люди стали трактовать свой страх перед ночью весьма и весьма причудливыми способами. Например, англичанин Джон Локк в своих рассуждениях о человеческом разуме приходил к тому, что во всем винил нянек. Мол, те рассказывали на ночь сказки и тем пугали детей. Что-то англичане излишне впечатлительные. У нас Арина Родионовна сказками на ночь фактически породила гений Пушкина.

Между тем некоторые, например, ирландский мыслитель Эдмунд Бёрн, исследуя возвышенное и прекрасное, говорили о том, что страх перед темнотой был априорным, то есть врожденным, существующем не просто на протяжении веков, а «всегда».

Ночь не может сама по себе восприниматься как «опасность», а только через обитающей в это ночи существ. А это подводит нас к главному выводу. Нуар как бы граничит с одной стороны с детективом, с другой стороны - с готикой. От готики была заимствована ночь, а от детектива криминальные и опасные существа, в ней обитающие. Не удивительно, что мифология наполняет ночное пространство всякого рода демонами и монстрами. И некоторые из них не столько опасны, сколько непонятны. Например, прототипом всех femme fatal может считаться вавилонская ночная колдунья Лилит. В «библейских краях» обитал «темный ангел», который наводил ужас на местных жителей. Именно по этой причине псалмы говорят о «тени смерти» над «долиной». Ночь, спустившаяся в дол, это не просто пугающе, это еще и смертельно опасно. В христианстве только Бог может избежать тьмы. Он не просто источник «истинного света», но «тьма не объемлет его».

Мы можем обнаружить, что некоторые первобытные народы формировали перечень табу, связанных с ночью. Если верить Гогену, то некоторые женщины Полинезии не ложились спать именно ночью. В Африке есть масса поверий о превращении в ночных колдуний. Но куда более примечательны античные ритуальные действа, суть которых было в «уничтожении тирании сна». В этом мы может увидеть перво-формы, которые ныне превратились в ночные бдения. И в то же самое время великий греческий философ Платон говорит о том, злобные духи боятся горящих ламп. НО!!! Не их света, а их запаха! Например, нечто аналогичное мы можем обнаружить у индейцев Северной Америки, которые категорически не покидали свое жилище в темное время суток. А потому ночные набеги индейцев, показанные в кинофильмах, это по большей части выдумка.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ о ночи. Однако завтра, загодя до заката солнца, мы продолжим наше исследование ночной тьмы. А потому не забывайте читать наш канал (лучше в светлое время суток) А еще лучше подписывайтесь на него (в любое время суток) Искренне Ваш Андрей Васильченко

Made on
Tilda