Липкий мрак: выявить и преодолеть

«Восемь миллиметров» и хроники нуар
День добрый, дорогие друзья! С вами вновь специалист по ретрокультуре, историк Андрей Васильченко. Для начала поделюсь с вами хорошими известями - на днях моя книга «Пули, кровь и блондинки», которая посвящена истории нуара и как жанра, и как кино (noir film), по версии популярного магазина «Лабиринт», заняла шестое место в общероссийском рейтинге изданий про историю кинематографа. Однако в рамках нашего канала мы будем говорить о том, что осталось за рамками этого первого полноформатного российского исследования, посвященного такому уникальному явлению как нуар.
Сегодня мы будем рассуждать о рецепции зла. Нуар, как мрачный жанр, построен не только на глубоких тенях, но и на участках кино-восприятия, куда свет вообще никуда не заглядывал, а потому тьма там не просто «оказалась», а в буквальном смысле слова «укоренилась». Именно об этом повествует фильм Джоэла Шумахера «Восемь миллиметров». Надо сказать, что Дж. Шумахер является, наверное, самым известным кино-графоманом западного кино. У него есть всё, чтобы создать «шедевр», но обычно на практике выходили фильмы «посмотреть на раз». Виной тому было невольное эпигонство, которое у данного режиссера буквально впиталось в кровь. Достаточно вспомнить «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» - фильмы, которые выглядели как нелепые пародии на «пластиковую готику» Тима Бёртена. Однако фильм «Восемь миллиметров» стал исключением, хотя если принять во внимание суть этой ленты нельзя сказать, что «приятным».


По мере того, как сначала развивался нуар, а затем нео-нуар и пост-нуар зритель прекращал верить в зловещие замыслы отрицательных героев. Кража алмаза или убийство свидетеля преступления перестала пугать. Каждый последующий шаг вглубь нуара требовал более «извращенной», более пугающей темной реальности. Восемь миллиметров - именно такова ширина пленки для кинокамер, которые используются для съемок самых отвратительных «коммерческих» порнофильмов, на которых запечатлены реальные изнасилования и убийства. Продукция – далеко не для всех. И не по причине моральных устоев, а из-за небывалой цены. Расследование по поводу одной из таких лент приходится вести главному герою, которого играет Николас Кейдж. В далеком 1999 году фильмы с его участием ещё не воспринимались как «неудачные» на априорном уровне, да и сыграл он весьма неплохо.

Забегая вперед, надо сказать, что актёрский ансамбль, задействованный в «Восьми миллиметрах», позже вдохновил Дж. Карпентера на создание талантливой теленовеллы «Сигаретный ожог» (о ней мы поговорим позже и отдельно). В этой ленте массовому зрителю был явлен едва ли не впервые Хоакин Феникс, а Джеймс Гандольфини играет омерзительного актера-маньяка (участников подобных лент вообще можно назвать актёрами?), а вовсе не добродушного гангстера из «клана Сопрано». И что самое примечательное, носитель этого «липкого мрака» является злом самим по себе. Он не жертва обстоятельств, у него не было жизненных трагедий. Ему просто нравится насиловать и убивать, что реально пугает, особенно если учесть талант исполнителя этой роли.

Были также сюрпризы, которые остались за рамками фильма. Например, режиссера, снимавшего «мерзость», должен был сыграть Дэвид Финчер, который обрел в те дни неимоверную популярность, выпустив неонуар «Семь». Впрочем, не состоялось. Равно как у Шумахера не срослось со сценаристом, который был вне себя от гнева, когда режиссер «перелопатил» готовый текст.

По традиции нашего канала мы не будем пересказывать сюжет фильма (на тот случай, если вы его еще не смотрели). Однако необходимо отметить, что он навеял известную цитату из Ницше. Однако в нашем случае она требует «перефраза». «Если ты будешь вглядываться в грязное кино, то грязное кино рано или поздно заглянет в тебя». Главный герой обреченно идет к разгадке, понимая, что не сможет спасти пропавшую девушку, а сам он уже никогда не сможет стать «прежним». По этой причине можно сказать, что в тенях обитают не только «сюрпризы», но и роятся частицы омерзительного мрака.

На этом мы закончим наш сегодняшний рассказ. Если вы ещё не приобрели культурологический бестселлер «Пули, кровь и блондинки», то имею наглости предложить исправить это упущение. Будьте счастливы! Всего вам наилучшего! Искренне Ваш Андрей Васильченко

Сайт о главной книге России про нуар

http://noir-film.ru
Made on
Tilda