Убийство, которого не было
Или великим нуар тоже не чужд
День добрый, дорогие друзья! Рады приветствовать вас на специализированном канале, главной темой которого является мрачный мета-жанр, более известный публике как нуар (от французского слова noir – «черный»). Проводником в этот коварный, но манящий мир опасности и соблазнов являюсь я - писатель и историк Андрей Васильченко, автор первого полноформатного исследования по этой теме, книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Считается, что нуар не был престижным жанром. Действительно большая часть нуаров классического периода относились к разряду «низкобюджетного кино» (по крайней мере, по сравнению с историческими постановками и мюзиклами). Однако нуар нельзя назвать «дешевым» жанром. Его история связана с именами, которые составляют гордость мирового кинематографа: Фриц Ланг, Акира Курасава, Тарковский, Бергман и масса других. В их списке мы можем обнаружить имя Стэнли Кубрика. До того как он прославился своими космическими лентами и якобы постановкой «высадки американцев на Луну», он снял весьма качественный нуар – «Убийство» (1956)

Сразу же оговоримся, что устоявшееся в отечественном прокате название не совсем верное, точнее говоря, совершенно неверное. Поскольку речь идет об ограблении кассы ипподрома, то жаргонное словечко надо переводить как «Убойная ставка». Хотя, это, конечно частности. В данном случае Кубрик обращается к одному из нуарных направлений, которое можно было бы охарактеризовать как «анатомия преступления»

Впервые в нуаре это было явлено в «Асфальтовых джунглях» (1950). В этой связи едва ли может считаться случайным, что в обоих фильмах главную роль играет Стерлинг Хейден. Если же говорить о его образе в качестве инициатора глобального дела, то его образ был позже спародирован в «Берегись автомобиля», где Деточкин идет на дело в шляпе и с портфелем. Пересмотрев фильм Рязанова, признаю, что это была не просто комедия, а своего рода советская пародия на нуар.

Однако «Убийство» в отличие от прочих фильмов с «анатомией преступления» сосредотачивается на не самом криминальном деянии, а на роли случайности в судьбе человека, в том числе планирующего «ограбление века». Когда случайностей становится слишком много, то любой идеальный план перестает быть собственно «идеальным». А потому грань между ожидаемым и действительным очень зыбкая, как собственно и всё в нуаре. Показано, что опасность теперь исходит уже не от «роковой красотки», а от «роковой случайности», которой может стать всё, что угодно – криво брошенный взгляд, неудачная фраза, желание похвастаться


Последнее относится к герою, которого играл «главный невротик Голливуда» Элиша Кук- младший (о нём мы рассказывали вчера). Его жадная до денег жена уже не классическая femme fatal, а пародия на неё, что заканчивается плохо для обоих супругов. Опять же в фильме появляется характерный для поздних криминальных фильмов персонаж - «русский богатырь-бандит» - Обухов, которого сыграл грузинский борец-тяжеловес Кола Квариани.

Чем еще примечателен данный фильм? Про недосказанность нуара говорилось уже очень много, поэтому не будем повторяться. Куда более интересной является попытка создать что-то вроде объемной сцены, а именно начала скачек. Так сказать 3D-действие, когда происходящее показано с разных точек зрения. Много позже это попытались довести до совершенства с одной стороны в американской ленте «Точки обстрела» (2008), с другой стороны в отечественном фильме «Шапито-шоу» (2011). Как бы то ни было, но «Убийство» Стэнли Кубрка стало своего рода «культовым кино» едва ли не десятилетия спустя после выхода. В 1956 году оно не произвело никакого особого эффекта на публику. Что связано в первую очередь с закатом нуара как такового, которому вообще предвещали «скорую кончину» (кто бы мог подумать, что он затем несколько раз воскреснет?)

На этом мы заканчиваем нашу сегодняшнюю историю. Не забывайте читать наш канал, так как очень скоро мы продолжим рандеву в криминальном подземелье нуара. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко



Made on
Tilda