Нуар vs. Вестерн

Стилистический тезис, жанровый антитезис, композиционный синтез
Дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на канале, посвященном нуару – мрачному мета-жанру, который населен коварными красавицами, гангстерами-декадентами, усталыми частными детективами и беспринципными репортерами. Проводником в этот мир буду я – историк и писатель Андрей Васильченко, по совместительству автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».
Наш сегодняшний рассказ будет посвящен проблеме соотношения и отношения между собой двух классических жанров – вестерна и нуара. Надо сразу же оговориться, что на первый взгляд эти жанры являются жестко противопоставленными другу, так сказать антагонистическими
Во-первых, это противопоставление места действия. Нуар - безусловно, городской жанр (мегаполис как часть опасного ландшафта), вестерн - жанр «деревенский» (сложно себе представить вестерн без ранчо и фермы). Во-вторых, это противопоставление моделей поведения. В вестерне четко проведена грань между «добром» и «зло» - ясно, кто является положительным героем, кто отрицательным. В нуаре все с точностью до наоборот, грань между светом и тьмой размыта, все действующие лица неоднозначны, никому нельзя доверять; в нуаре нет преданных друзей и верных подруг – только сиюминутные интересы .

Надо отметить, что противостояние нуара и вестерна выразилась в серьезном конфликте между Джоном Уэйном (главный кино-ковбой Америки) и Марлоном Брандо (кроме «Крестного отца» в его «багаже» был еще эталонный нуар «В порту»). Если говорить про фильмы, то наиболее ярко этот культурный конфликт был показан в одном из лучших нуаров – фильме «Асфальтовые джунгли» (1950). Главный герой стремится вырваться из «городской паутины», чтобы вернуться в себе на ферму, «к лошадям». Смертельно раненный Дикс Хэндли (так зовут главного героя в исполнении Стерлинга Хейдена) всё-таки осуществляет свою мечту и, умирая, «возвращается к корням».

Нечто аналогичное мы можем видеть в фильме Николаса Рея «На опасной земле» (1952) есть две части. Первая из них характерный нуар – с шумным городом, где на темных улицах злодеев преследует озверевший полицейский. Вторая часть происходит в заснеженной сельской местности. Эти две половины объединены между собой фигурой жесткого детектива Джима Уилсона (в исполнении Роберта Райана), которого направляют в деревню, дабы помочь в расследовании убийства девушки. Там он знакомится и помогает фактически окончательно потерявшей зрение женщине, Мэри Молден (Айда Лупино), брата которой подозревают в убийстве. Действие в городе, весьма походящем на Нью-Йорк, напоминает «американские горки». Детектив Уилсон беспощадно колотит подозреваемых, носится по ночным улицам на автомобиле, допрашивает стукачей чахоточного вида. Чтобы замять дело о жестоком избиении его направляют в деревню. С этого момента в фильм формально перестает быть нуаром. В кадре превалируют виды заснеженных холмов и нагорий, рощи и перелески. В фильме появляется нотка морализаторства, более присущая классическим вестернам. Зрителю преподносят мысль о том, что у главного героя есть шанс на счастливую жизнь, только в том случае, если он будет сторониться провоцирующего насилие города

В прочем, когда эпоха классического нуара закончилась и с конца 60-ых годов на экраны «вторгся» достаточно агрессивный нео-нуар, возникла потребность в жанровом синтезе, что выразилось в целом ряде лент, которые можно назвать «городским вестерном». В качестве классического примера можно привести фильм 1971 года «Грязный Гарри» с Клинтом Иствудом в главной роли. Также в эту категорию попадают «Кобра» (1986) со Сильвестром Сталлоне и «Полицейский по найму» (1987) с Бертом Рейнольдсом.

Ощущая, что синтез получился всё-таки не совсем органичным, предпринимались новые попытки «наладить сотрудничество» нуара и вестерна. Например, брались два характерных героя, которые делались напарниками. Так сказать, стилистический бадди-муви. Именно так случилось в ленте 1991 года «Ковбой Мальборо и Харли Девидсон», где ковбой и байкер (село и город) рука и об руку решают общую криминальную проблему.

Хотя ощущалось, что и это сотрудничество было скорее стилистической уловкой – и в реальности же «городской герой» и «деревенский герой» будут противопоставлены друг другу. Именно это пытались показать братья Коэны в фильме 2007 года «Старикам тут не место». Сельский стрелок и беспощадный городской убийца сходятся в беспощадной схватке. И, несмотря на то, что симпатии зрителя на стороне «ковбоя», он гибнет, так как он является «героем старого образца», а как указано в названии фильма: «Старикам тут не место»

На этом заканчиваем наш сюжет. Однако мы очень скоро продолжим наш анализ темных сторон нуара, а потому не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко

Made on
Tilda