Культовый подростковый нуар

Как диалоги эпохи Аль Капоне можно перенести в современную школу?
День добрый, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на канале, посвященном мрачному кино, или иначе говоря – нуару. Проводником в этот сумеречный мир являюсь я – писатель и историк Андрей Васильченко

Сегодня мы рассмотрим ленту, которая стала «культовой», хотя и не у широкой публики, но все-таки у ценителей кино. Именно этот фильм спровоцировал моду на «подростковый нуар». Райан Джексон, режиссер фильма «Кирпич» (2005) был большим поклонником творчества братьев Коэнов, а ещё больше любил детективные новеллы Дэшила Хэммета. Хотя бы по этой причине нет ничего удивительного в том, что он был восхищен кинолентой «Перекресток Миллера». И как истинный фанатик своего дела он пришел к выводу, что «на самом деле надо было делать не так».

Джексон решил создать настолько убедительную пародию на нуар, чтобы она смотрелась бы как молодежная драма. В итоге характерные хэмметовские диалоги перекочевали в уста старшеклассников. Вместо привычного темного города он перенес действие в мрачные закоулки американской школы, глухие тупики и переулки были заменены зловеще пустыми пространствами футбольных полей и спортивных площадок. Впрочем, не обошлось и без «цитат» из классики. Например, действие у входа в придорожный туннель явно отсылает зрителя к афише «Третьего человека» (1949) Кэрола Рида.

Также главный герой заявляет об условном сигнале: длинный, короткий, длинный, короткий гудок. О такой же последовательности звонков в дверь договариваются герои классического детектива Хэммета «Мальтийский сокол». Кроме этого в фильме весьма точно передана нуаровская атмосфера отчуждения и безнадежности. Удачной находкой является фактически полное отсутствие в фильме взрослых, что аналогично тому, как некоторые нуары напрочь лишены любых полицейских персонажей.

Роль главного героя, частного детектива отведена рано повзрослевшему юноше Брендану Фраю, которого играл Джозеф Гордон-Левитт. Забегая вперед, отметим, что именно благодаря «Кирпичу» этот актер «прописался» в рамках пост-нуара, затем появившись в «Киллере», «Темном рыцаре. Возрождении легенды» и второй части «Города грехов». Подобно классическому нуару, в «Кирпиче» фабула и сюжет не совпадают, а большая часть действия является затянувшимся флешбэком. Брэндан получает записку от своей бывшей девушки Эмили с просьбой прийти в условленное время и место для встречи. Там Брэндан получает звонок в телефонную будку:

Эмили истерично пытается что-то ему сообщить, выкрикивая несколько непонятных слов: «кирпич», «таг», «фриско», «штырь». После этого разговор внезапно прерывается. Брэндан понимает, что девушка в беде, и с помощью своего приятеля по прозвищу «Башковитый» пытается понять, что Эмили хотела ему сказать и что с ней случилось. Через два дня он находит тело Эмили в сточной канаве у придорожного туннеля. Анализируя известные ему факты, Брэндан пытается в одиночку расследовать смерть девушки. В результате он оказывается впутанным в местный криминальный заговор.

Фильм полон мрачных намеков, что вполне объяснимо – Джексон «подпитывался» идеями из «Твин Пикс» (кажется, что большая часть создателей подросткового нуара, так или иначе использовали этот культовый сериал). Сама детективная линия не слишком сложна, но куда более важно нагнетание атмосферы. Как отметил один критик: «Это бессрочная игра в покер с фатумом. Здесь все блефуют и все продувают».

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако не забывайте читать наш канал, а еще лучше подписывайтесь на него, так как вскоре мы продолжим прогулку по темным закоулкам нуара. Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».

Фотографии и тексты использованы для демонстрации возможностей шаблона сайта, пожалуйста, не используйте их в коммерческих целях.
Made on
Tilda