Собачья смерть
«Догвилль» и нуарные отсылки к уничтожению Содома и Гоморры
День добрый, дороге друзья! Вас вновь приветствует канал, посвященный нуару – мрачному или черному кино (noir film). С вами вновь постоянный ведущий канала – историк и писатель Андрей Васильченко, кроме всего прочего являющийся автором первого на русском языке полноформатного исследования по данной теме – книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Сегодня мы обратимся, пожалуй, к самому необычному нуару – фильму 2003 году «Догвилль». Его режиссером был живая легенда, европейский классик, вызывающий массу споров - Ларс фон Триер. Надо сказать, что нуар и мрачная тема в его творчестве отнюдь не исключение. Достаточно вспомнить «Королевство» (равно как его само-реймек сериал «Королевский госпиталь») , «Европу» и, кончено же, нуар-мюзикл «Танцующая в темноте». Однако «Догвилль» стоит в этом списке особняком. Почему?

Во-первых, Ларс фон Триер обратился к традициям, созданным в рамках советского телевизионного театра, хотя «Догвилль» - это именно фильм, предназначенный для просмотра в кинотеатре. В двухсерийной ленте, снятой в павильоне, фактически нет декораций, а деление пространства весьма условно. Однако это всего лишь внешняя сторона дела – уловка, при помощи которой режиссер приковывает внимание зрителя, словно не желая отвлекать его на второстепенные детали. Большая часть фильма построена на разговорах, что характерно для нуара, где экшен очень редко явление (традиционно он случается только в развязке фильма), а нагнетание обстановки происходит именно через диалоги.

Обычно мы не пересказываем сюжет фильма, дабы не портить вам удовольствие от просмотра, если вы фильм ранее не видели. Однако без указания на некоторые детали мы не сможем перейти к «во-вторых». Во-вторых, действие происходит в 30-ые годы в одноэтажной американской глуши. Ларс фон Триер не раз обличал американское ханжество и лицемерие. В случае с «Догвиллем» (дословно «собачья деревня») он одним из первых сформулировал новый подход к современному нуару - «гнилые места порождают гнилых людей» (принцип, активно использованный в первом сезоне сериала «Настоящий детектив»). И если классический нуар видел «средой обитания зла» большие города, то современный нуар подразумевает, что зло может крыться даже за красивыми палисадниками с подстриженными кустиками роз

В одном из таких местечек появляется «беглянка». Она скрывается от «гангстеров из большого города». В городке она находит теплый прием и убежище, как ей показалось на первый взгляд. Однако гостеприимные «селяне» оказались в действительности «монстрами», исключением не стали даже дети. Сначала Грейс (так зовут беглянку в исполнении Николь Кидман) делают «невольницей», заставляя беспробудно работать, а потом и вовсе превращают в «секс-рабыню», что сопровождается всякого рода мерзостью типа массовых изнасилований. На выходе «беглянку» находят гангстеры и «селене» радостно её выдают, как они полагают на растерзание, ожидая вознаграждения….

Опс…. И случился крайне неприятный сюрприз – Грейс оказалась дочерью предводителя гангстеров, так сказать «мафиозной принцессой», которая хотела порвать со своим прошлым. Мафиозный папаша вообще ни разу не оценил юмора с общегородским надругательством над его «кровинушкой». И городок постигло воздаяние. Обычно сцены массовых расправ в нуаре являются аллюзией к Апокалипсису (вспоминаем сцену «бойни» в «Старых кварталах» из «Города грехов»). Однако в данном случае несомненны параллели с уничтожением Содома и Гоморры. «Пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих». Одним словом, в живых не осталось никого, а городок спалили. Хотя вру – в живых осталась собака с библейским именем Моисей, которая (как ни странно) оказалась самым человечным обитателем Догвилля

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний сюжет. Однако очень скоро мы продолжим погружение с мрачные пучины нуара, а потому не забывайте читать наш канал. Искренне Ваш Андрей Васильченко

Made on
Tilda