Таинство многостороннего бардака


«Снегоуборщик» и трикстер в контексте нуара

Доброе утро, дорогие читатели! Вас вновь приветствует канал, посвященный нуару, а также его неизменный «ведущий», писатель и историк Андрей Васильченко. В данном случае представленный в первую очередь как знаток ретрокультуры и автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Сегодня на повестке дня фильм «Снегоуборщик». Собственно рассуждать о нём мы будем очень мало. Во-первых, данный фильм является не самым удачным ремейком скандинавского фильма пятилетней давности «Глупое дело нехитрое». Не то, чтобы Голливуд испортил сюжет, но в оригинале была более ярко выражена черно-ироничная составляющая, как раз характерная для нуара. Однако в данном случае мы обратим внимание на другой момент, который можно обнаружить в «черных фильмах» (noir film). Речь идет о главном герое как трисктере, своего рода проекции скандинавского божества Локи, который всячески стравливает между собой разные стороны, провоцируя войны и конфликты

Однако, еслив у викингов Локи далеко не самый положительный герой, то в нуаре он выступает как вполне «славный малый». Отсчет можно вести от 1929 года, когда увидел свет криминальный роман Дэшила Хэммета, который назвался «Кровавая жатва». По сюжету безымянный детектив агентства «Континенталь» «зачищает» шахтерский город Отевилль, от «прописавшихся» в нём банд, умело стравливая их между собой. Несколько позже подобный подход был использован братьями Коэнами в фильме «Перекресток Миллера» (1990). Что показательно, на этот раз конфликт носил не только криминальный, но и национальный характер. По вине мелкого еврейского мошенника были между собой стравлены итальянская и ирландская группировки. И что совсем странно, ирландцы выступили на стороне «виновника торжества», хотя в реальности итальянские гангстеры Нью-Йорка как раз «дружили» с «еврейскими бандитами»

В данном материале мы почти постоянно будем сталкиваться со словом ремейк. Например, «Перекресток Миллера» был по большому счету ремейком «Стеклянного ключа» (1942), фильма, которые опять же был экранизацией повести Хэммета. Нельзя не упомянуть и другой ремейк – ленту 1996 году «Герой-одиночка». Она была вольным «пересказом» классического фильма Куросавы «Телохранитель» (1961). «Герой-одиночка» не был первым ремейком. В 1964 году Серджео Леоне снимает «За пригоршню долларов». Хотя это был т.н «спагетти-вестерн», а потому оставим его в покое

Герой Брюса Виллиса (именно он играет главную роль в «Герое-одиночке»), манипулируя, стравливает между собой ирландские и итальянские банды. Как видим, трикстер в нуаре не просто «манипулятор», но ещё и разжигатель «межнациональной розни». Аналогичное мы можем видеть в ленте «Глупое дело нехитрое», где простой работяга сталкивает между собой норвежских и сербских гангстеров. В только-только вышедшем на экраны «Снегоубрщике» действие происходит в США, а потому криминальному конфликту придается расовый и даже политический оттенок. Криминальные ВАСПы (классические белые американцы) оказываются втянутыми в уголовную войну с «коренными», или проще говоря, индейцами.

Вот такая история! На этом мы закончим наш небольшой сегодняшний обзор. Однако завтра продолжим посвящать вас в детали темного мета-жанра. А потому не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко

Made on
Tilda