Метрополис клубящегося мрака
Или с чего «срисовали» «Матрицу»?
Доброе утро, дорогие читатели! Мы рады вас приветствовать на канале, посвященном нуару. С вами вновь историк и писатель Андрей Васильченко, автор множества книги, однако в данном случае для нас важна лишь одна из них – «Пули, кровь и блондинки. История нуара». Сегодня мы будем рассматривать совершенно уникальный фильм.
Если какие-то нуары можно сравнить с вкусной едой, которую при желании можно вкушать каждый день, то лента «Темный город» - это подлинный деликатес для гурманов, который подается только по «большим событиям». Сразу же оговоримся, что мировой кинематограф знает, по меньшей мере, две киноленты, которые называются «Темный город». Одна из них 1950 года (о ней мы будем говорить отдельно), а вторая была снята в 1997 году
Режиссером этого, не побоюсь слова, метафизически-жанрового шоу выступил Алекс Пройас. Не самая высокооплачиваемая фигура в мире кино, однако, создатель подлинно культовых лент: «Ворон» (1994), «Я – робот» (2004), «Знамение» (2009). Однако «Темный город», который первоначально планировали назвать «Темной империей», венчает собой все эти творения. Лента настолько талантливая, что через пару лет из неё открыто заимствовали идеи и целые сцены создатели «Матрицы» (по официально версии Вачовски, по апокрифической - стоявший за их спиной Крис Картер). А кроме этого некоторые отголоски можно обнаружить у Дэвида Кроненберга в «Экизстенции» (1999). И при этом всём, «Темный город» - далеко не самый известный фильм не свете

В фильме оказалось весьма органично смешаны нуар, фантастика и мистика, по крайней мере, как эту мистику, например, мылят поклонник Лавкрафта. Отправной точкой является типичная для нуара ситуация. Главный герой приходит в себя, но при этом ничего ни о себе, ни о происходившем ранее не помнит. Рядом обнаруживается мертвая девушка, которую «украшают» кровавые узоры (к слову, весьма напоминающие орнаменты из бесконечной эпопеи «Пила»)

Понятное дело, герой стремится понять, что происходит. Ему помогают какие-то персонажи. Однако с каждым моментом происходящее становится всё более странным и более странным. Люди засыпают на свои рабочих местах, просыпаясь, говорят «заготовленные фразы». Некоторые действующие лица (например, полицейские в кафе) точь-в-точь бездушные персонажи из квеста, задача которых состоит лишь в том, чтобы сказать одну-единственную фразу.

И действие происходит в действительно мрачном городе, который с одной стороны напоминает игровую локацию, с другой стороны - «Метрополис», будто бы оставленный и Богом, и «технически гением». Улицы беспросветно темны, переулки пугающие. Уровень тревоги зашкаливает и выходит за рамки «допустимой» для нуара паранойи. Всё вокруг кажется не просто ненастоящим, а подменным. Лишь единицы мучительно пытаются что-то вспомнить и извлечь из глубин своей памяти. Немолодой полицейский детектив спонтанно наигрывает «Синий платочек». Он не может вспомнить что это и откуда это. Но догадывается, что это важно.

Как и положено нуару (пусть и помноженному на самую мрачную фантастику) ответ на криминальную загадку таит в себе двойное дно. Есть некие вопросы, на которые иногда проще не искать ответы. Нельзя не отметить, что на всему пространству фильма разбросаны многочисленные кино-намеки и кино-цитаты которые можно невольно обнаружить в десятках прочих лент. Виды туманных доков; доктор, странным образом напоминающий безумного немца; «супруга главного героя», внешне повторяющая облик Дины Дурбин и масса другого. Фильм можно пересматривать бесконечно, пытаясь найти новый «элемент пазла».

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы продолжим погружение в темный мир нуара, а потому не забывайте читать наш канал. А еще лучше подписывайтесь на него! Искренне Ваш Андрей Васильченко



Фотографии и тексты использованы для демонстрации возможностей шаблона сайта, пожалуйста, не используйте их в коммерческих целях.
Made on
Tilda