Нуар-красотка советского образца

Нуар как «очернительство американской реальности»
День добрый, дорогие друзья! С вами вновь историк и писатель Андрей Васильченко. На данном канале я в первую очередь являюсь автором книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара», которая стала культурологическим бестселлером этого года. Мне неоднократно приходилось беседовать с главным редактором издательства «Пятый Рим» (что выпустило указанную выше книгу) Григорием Пернавским относительно проблемы т.н. «советского нуара». Тема в высшей мере интересная, хотя я и не готов относить все советские криминальные ленты к категории «нуара». Хотя некоторые таковыми являлись, несомненно.
У нас даже были своего рода советские нуар-классики. В частности, можно упомянуть прибалтийского режиссёра Алоиза Бренча («Шах королеве брильянтов», «Ралли», «Двойной капкан»). Однако самым его известным творением является телевизионный сериал «Мираж», который был впервые показан в 1983 году

Сериал был настолько популярен, что в честь него была названа возникшая после этого советская диско-группа («Музыка нас связала…») На самом деле возникновение нуара в советском культурном пространстве отнюдь не случайно. Нуар даже в его эталонном варианте жанр весьма критический и социальный. Во времена маккартизма нуар-режиссеров в США обвиняли в «очернительстве американской реальности». Ну как не воспользоваться такой возможностью, да еще в идейных целях? На самом деле сериал был экранизацией ставшего несколько позже жутким популярным во времена «перестройки» детективного писателя Дж. Х. Чейза. Можете сами ознакомиться с его повестью «Весь мир в кармане». Чейз, конечно, не Хеммет, на Чандлер и не Вулдрич, но в нуар-пространстве все-таки представлен. Скажем так, в качестве младшего эпигона.

В основе сюжета попытка весьма изобретательного ограбления. Грабить предполагается инкассаторскую машину, которую предполагается спрятать в трейлере и затем раствориться в указанной «американской реальности». Банда по принципу «Большой ансамбль» включает красотку (она в роли приманки), стратега, боксера, технаря, стрелка (ветерана Вьетнама)– полный набор типажей, характерных для данного мета-жанра. Однако с самого начала ограбление не заладилось. А затем герои один за другим стали покидать «сей мир». Как и положено нуару, ничем хорошим фильм не закончился, что должно было показать «черную реальность Америки»

Нуарную Америку было поручено изображать самым западным, прибалтийским республикам СССР. По это причине большая часть актеров – прибалты, тогда весьма довольные пресловутой «советской оккупацией», ибо жили они много лучше обычного гражданина. В итоге сериал интересно сморить кроме сюжета по двум причинам.

Во-первых, как в СССР представляли американский криминал. Во-вторых, как сыто жила «вечно недовольная» Прибалтика.

Несмотря на мою иронию сериал весьма качественный, конечно, не классика, но я его пересматривал несколько раз с нескрываемым удовольствием. Молодая Мирдза (это имя такое, я не ругаюсь) Мартинсоне в роли «приманки», так и безусловно прекрасна. Если вы не видели «Мираж», то рекомендую.

На этот мы прекращаем путешествие по советскому нуару. Однако мы завтра уже совершим новый раут в недра «черного кино». А потому не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко



Made on
Tilda