Луч света в темном царстве нуара

«Милые кости» как самый необычный нуар
День добрый, дорогие друзья! С вами вновь историк и писатель Андрей Васильченко. А в контексте данного канала, который преимущественно посвящен нуару – специалист по ретрокультуре и автор культурологического бестселлера «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Прежде чем начать наш рассказ, надо остановиться на некоторых моментах, которые характерны для нуара как такового. Во-первых, это закадровый голос, который обычно принадлежит однму из героев. Во-вторых, подобная практика приводила к тому, что появился прием, который именуется «рассказ мертвеца». Наверное, это можно выводить из легендарной «Двойной страховки», что с первых кадров подчёркивается ультра-трагической музыкой. Несколько в ином свете ситуация, когда повествование ведется от имени погибшего, представлена в фильме «Мертв по прибытии» (версия 1950 года).

Данный прием используется в современных условиях. Например, можно упомянуть сериал «Тринадцать причин почему», когда в качестве закадрового голоса выступает аудиодневник доведенной до самоубийства девушки. По мере того, как приближается развязка ситуация становится все трагичнее и трагичнее. Хотя на самом деле не всегда понятно, что герой или героиня погибли. Например, в фильме в 2015 года «Легенда», который посвящён рассказу о преступном пути близнецов Крейев (Лондон 60-ых годов) рассказ ведется от лица Френсис Ши (сначала подружки, а затем жены одного из гангстеров). Только знатоки криминальной истории знают, что она покончила с собой. В фильме же используется уловка: «Вы думаете, что я выжила? Или как же я могу быть рассказчицей? А вот и нет!»

В этой связи становятся понятными элементы и характер фильма «Милые кости» (2009 года). Надо отметить, что режиссёром был Питер Джексон, который на априорном уровне стремится делать очень хорошие фильмы. Можно сказать, что «Милые кости» - это самый необычный нуар. Рассказ ведется от лица девушки-подростка, которая стала жертвой маньяка-детоубийцы. Данные негативные персонажи присутствуют во многих нуарах от классического прото-нуара «М-город ищет убийцу» до социально-фантастического сериала «Альктраз» (где показано крайне негативное отношение матерых уголовников к данной категории девиантных типов).

Несмотря на исключительно мрачный сюжет фильм получился удивительно светлый, хотя, казалось бы, что можно быть светлого в убийстве девочки, которая рассказывает о совершенном с ней злодеянии

Чем примечателен фильм кроме необычной подачи материала? Во-первых, на моей памяти это первое «крупное» криминальное явление молодой и талантливой актрисы Сирши Ронан. Хотя до этого она появлялась в «Побеге из Эмбера» и «Искуплении». Позже она появлялась в других нуарах. Достаточно вспомнить «Отель Гранд Будапешт» и «Виолет и Дейзи». Во-вторых, в роли маньяка выступает записной кинозлодей Стенли Туччи. Хотелось бы пожелать ему выйти за рамки прилепившегося к нему «амплуа». Казалось бы, что в «Милых костях» ему удается уйти от наказания. Однако в данном случае фильм не столько об убийстве, а о том, что воздаяние необратимо, даже если преступнику удается уйти от «земных законов». В данном случае разговор даже не столько о карме, сколько о «Преступлении и наказании».

На этом мы заканчиваем сегодняшний рассказ. Но предложим погружение в темные недра нуара завтра, а потому не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко

Made on
Tilda