Из неандертальцев в славные парни

О трансформации образа Майка Хаммера
День добрый дорогие друзья! С вами вновь автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара» историк и писатель Андрей Васильченко. У нуара и как кино, и как литературы есть несколько персонализаций. Во-первых, это созданный Д. Хемметом Сем Спейд, который ассоциируется с Хамфри Богартом из «мальтийского сокола». Во-вторых, это порожденный фантазией Р. Чандлера частный детектив Филипп Марлоу, который столь раз был явлен на экране, что можно сбиться со счету (как каждый раз он был разным). И наконец, это частный детектив Майк Хаммер, который нашим современникам более известен в исполнении отличного актера Стейси Кича в одноименном сериале (точнее говоря, сериалах, так они выходили в разное время). Однако Хаммер не сразу стал «таким».
Сразу же оговорюсь, что не рекомендую обращаться за информацией к Википедии, так как так в исполнители Майка Хаммера отнесли Фреда Астера, а у нуару мюзикл «Театральный фургон» (!!!). Это легко объясним – авторам, пишущим для Википедии, что Майк Хаммер, что Тони Хантер – всё едино. На самом деле кино-общественность впервые столкнулась с Майком Хаммером в 1955 году. Тогда на экраны вышла картина «Целуй меня насмерть». Формально это была экранизация романа Микки Спиллейна, где главным действующим лицом был детектив Майк Хаммер (еще не телевизионный персонаж). Однако от оригинального романа в фильме почти ничего осталось. Поскольку в литературном оригинале речь велась о наркотических веществах, его официально признали непригодным для экранизации.

Кино-обозреватели респектабельных американских изданий проигнорировали «Целуй меня насмерть», назвав низкопробной «кино-макулатурой», а в Британии фильм и вовсе не вышел в прокат. Его создателей обвиняли в неблагоприятном воздействии на подрастающее поколение; вопрос даже был вынесен на рассмотрение комитета ревнителей общественной нравственности. В одном из журналов по поводу фильма писали: «Фильм родился из худшего материала, который только можно вообразить, — самого гнилого, самого тошнотворного плода разложения жанра: истории Микки Спиллейна. Эта выношенная, замусоленная ткань чудно перешита в богатую парчу с загадочными арабесками». Что же так возмутило зрителей и критиков?

В фильме Олдрича уже снискавший некоторую популярность детектив Майк Хаммер превращен в безнравственного плейбоя, наделенного целым букетом выходящих за рамки разумного «мужских» качеств. Но это было уравновешено преобразованием женских характеров, которые были будто бы специально сделаны по заказу радикальных феминисток, так как помогали разоблачению «маскулинных происков». В итоге явленный публике Хаммер - самовлюблённый, весьма недалекий и плохо соображающий «троглодит», зарабатывающий на жизнь шантажом неверных супругов, и подкладывающий свою секретаршу под выгодных клиентов. Судя по его ухмылке, использование силы по отношению к слабым доставляет ему неподдельное удовольствие. Его расследование мотивировано не столько желанием добиться правды или покарать негодяев, сколько банальной жаждой наживы. В нем нет ни намека на наличие «морального кодекса».

Лишь затем в 1958 году выходит телевизионный сериал «Майк Хаммер», где главную роль играет Даррен МакГэвин. Нельзя сказать, что проект пользовался большой популярностью, но образ детектива несколько подправили в «лучшую сторону». Затем про Хаммера забыли, пока он не появился на горизонте в 1984 году. Именно тогда ньй-йоркского детектива было поручено сыграть Стейси Кичу. Тот уже появлялся в нео-нуарном фильме «Новые центутрионы», однако в проект попал благодаря мрачноватой драме «Сезон чемпионата» (1983), где он сыграл вместе со звездой классического нуара Робертом Митчумом. «Новый» Майк Хаммер оказался не пример «лучше» оригинала, по крайне мере, он корректно обходился со своей секретаршей. Сериал продержался несколько сезонов и был возобновлен десять лет спустя после окончания, в самостоятельном проекте под названием «Возвращение Майка Хаммера». На этот раз частный детектив был эдаким ретро-душкой, защитником слабых и обездоленных. Как вы догадываетесь, от произведений Спиллейна не осталось ровным счет ничего, кроме имени главного героя. Может быть, и к лучшему

На этот мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако уже завтра мы вновь погрузимся на криминальное дно нуара, а потому не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко
Made on
Tilda