Нуар, не заметивший суперзвезду
Фильм, в афише которого не упомянули Мэрилин Монро
День добрый, дорогие друзья! С вами вновь историк, писатель Андрей Васильченко, однако на данном канале я представлен в первую очередь как знаток ретрокультуры и автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара». Сегодня мы будем говорить о ленте безусловно талантливой и даже легендарной. А именно кинофильме 1950 года «Асфальтовые джунгли». Фильму не совсем повезло, так как в памяти кинокритиков он остался благодаря одному казусу. В паре эпизодов в кинофильме играла Мэрилин Монро, которую еще никто не полагал звездой. Ее изображение появилось на афишах фильма, однако упомянуть имя оной забыли («Просто какая-то симпатичная блондинка»). Однако в указанный год гражданка Монро снялась в фильме «Это все о Еве» и тут же стремительно начала восхождение на кино-Олимп. Через пару лет она стала суперзвездой и пришлось делать новые афиши, на которых её изображали едва ли не главной актрисой фильма. Вот такое получилось кинематографическое лицемерие (в этом месте надо поставить смайлик)

На самом деле, если оставить в стороне описанное выше происшествие, которое в известной мере носит ироничный характер («Ну с кем не случается»), то «Асфальтовые джунгли» были примечательными сами по себе. Во-первых, это эталонной фильм из эпохи «зрелого нуара». Тут нет ничего удивительного, так как режиссером был легендарный нуар-режиссер Джон Хьюстон («Мальтийский сокол», «Ки-Ларго» и т.д). Во-вторых, основой для фильма послужила новелла от Уильяма Бёрнета, автора «сваренных вкрутую детективов», который может наряду с Д. Хемметом и Р. Чандлером считаться литературным зачинателем нуара. Достаточно указать, что именно он приложил руку к созданию известного прото-нуара «Маленький Цезарь» (1931)

В фильме впервые отчётливо показан конфликт между криминалом «старой формации» (живучим по «понятиям») и «беспринципным» «молодым» криминалитетом. Также отчетливо изображен «культурный» конфликт между городом (нуаром) и деревней (вестерном). Это отображено в сцене, когда главный герой (хороший парень, ставший жертвой обстоятельств) стремится к себе на ранчо к коням. Несколько позже аналогичную сцену можно увидеть в современном нуаре «Майкл Клейтон» (2007). Однако в данном случае кони как бы «спасают» главного героя, а в «Асфальтовых джунглях» они являются его предсмертным видением.

Сам сюжет с точки зрения поворотов является не слишком замысловатым. «Авторитетный вор» по кличке «Профессор» выходит из мест заключения, вынося с собой план «ограбления века». Уже на воле он формирует «большой ансамбль», то есть многофункциональную банду, которая должна осуществить его замысел. Ход осуществления задуманного показан так, что преступникам невольно начинаешь сочувствовать, переживать им, надеться, что все у них получится. Однако «Профессор» не учитывает, что за годы, проведенные в тюрьме, мир снаружи существенно изменился – новое поколение лощеного «криминала» готово «кинуть подельников» и принципы перестали цениться

Фильм примечателен тем, что именно от «Асфальтовых джунглей» можно выводить ленты, в которых показана анатомия преступления, то есть мир криминала явлен во всех деталях изнутри. Именно он стал своего рода семантическим образом для «Одиннадцати друзей Оушена» (1960) и «Убийства» Стенли Кубрика (1956). То есть фильм достоин самого пристального внимания, даже если бы в нём не мелькала гражданка Мэрилин Монро

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако завтра продолжим препарировать нуар на его составляющие, а потому не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко

Made on
Tilda