Нуар против Гитлера?
Был ли гениальный режиссер антифашистом?
Фриц Ланг - не просто режиссер. Он - даже не символ немецкого кино. Он подлинный Кино-Демиург. Уже только фильма «Метрополис» было бы достаточно, чтобы его имя оказалось вписано в историю культуры километровыми бриллиантовыми буквами. А ведь кроме этого было создание целого ряда кино-жанров. Фэнтези («Нибелунги»), фантастика («Женщина на Луне»), фильмы про гениальных мошенников («Доктор Мабузе - игрок»). А еще кроме этого Ланг был классиком как нуара, так и протонуара. В первом случае достаточно вспомнить «Синюю гардению». Во втором - «М –город ищет убийцу» (хотя по хронологии они идут в другом порядке). Хотя нельзя не отметить, что после эмиграции в США, степень накала убавилась, а сам Ланг из Демиурга стал просто гениальным режиссером.
Вот собственно проблему указанной эмиграции мы и будем сегодня рассматривать. Ланг покинул Германию в 1933 году фактически сразу же после прихода Гитлера к власти. Сам он неоднократно подчеркивал, что сделал это из антифашистских соображений, хотя гениальный режиссер несколько лукавил. Он не был радикальным антифашистом и вообще политикой не очень интересовался. Просто в Голливуде тех лет было более выгодно иметь политический флёр. Фриц Ланг никогда не скрывал того, что он чистокровный немец. Более того, подчеркивал это, демонстративно вставляя в глаз монокль, становясь похожим на германского аристократа, как их нередко изображали на карикатурах.

Пресловутый антифашизм в определённый момент Лангу «вышел боком». Когда в США начался «разгул маккартизма», то режиссер попал под негласный запрет. Это и было удивительно, так как Фриц Ланг никогда не интересовался политикой. В какой-то момент ему задали неудобный вопрос: «Зачем вы уехали из Германии? Вы же не еврей, вы чистокровный немец. Наверное, потому, что вы тайный коммунист?» Как мало было надо, чтобы попасть в жернова травли и преследования

Так зачем Ланг ухал из Германии? Он считался любимым режиссёром Гитлера, а Геббельс предлагал встать во главе немецкого кинематографа. Это ли не мечта любого карьериста? Однако Фриц Ланг предпочитал утверждать, что снял антифашистский фильм («Завещание доктора Мабузе»), а потому его преследовали. Если принять во внимание, что жена Ланга, по совместительству автор сценария данного фильма, Теа фон Харбоу была фанатичной поклонницей «фюрера» едва ли можно допустить, что лента была политическим актом и выражением антифашизма. Ее запретили в Германии по совершенно иным причинам. В фильме показывалось, как небольшая группа людей (тайная организация доктора Мабузе) могла парализовать работу всей государственной машины. В условиях нарождавшейся диктатуры это звучало едва ли не как призыв к сопротивлению.

Ланг возлагал на эту ленту большие надежды, а потому её запрет рассматривал как личное оскорбление и эмиграция была в большей степени культурным демаршем, нежели политическим актом. Впрочем, оказавшись в Голливуде он сразу понял, что здесь было выгоднее быть антифашистом, что он подчеркнул в одном из эталонных нуаров - «Министерство страха».

Надо отметить, что Фриц Ланг был отнюдь не единственным, кто фантазировал по поводу своего антифашизма. Марлен Дитрих так и вовсе сочиняла сказки, как она выгнала из гостиницы немецких дипломатов, едва ли не спустив их с лестницы. Хотя в действительности она панически боялась остаться без гражданства и давала указанным дипломатам многозначительные намеки. И не всегда культурного плана. Как раз в те дни Геббельс записал в своем дневнике, что возможно Марлен Дитрих удастся вернуть в Париже в Германию. А затем был возмущен ее коварством, когда она получила гражданство США. В любом случае сказки от Марлен Дитрих были сказками, хотя их почему-то некритически воспроизводит нынешнее ТВ

Фриц Ланг в своих фантазиях был более скромным. Он не делал себя великим возмутителем спокойствиях и «героем Сопротивления». Хотя ему и пытались приписать то большевизм, то фашизм. Это по крайней мере объясняет почему, созданный им (в том числе) нуар провозглашали явлением то ультралевым, то ультраправым, полагая «очернительством американской действительности».

Made on
Tilda