Нуар: как возник и что от него произошло?
Несколько слов об истории мрачного жанра
Дорогие друзья, за почти двухлетнее существование нашего канала мы пришли к выводу, что надо вновь вернуться к рассказу об истоках нуара. Равно как пояснить, что же это такое? И что нуар дал современному кинематографу. Поскольку некоторые не самые сознательные читатели (благо, что таких – лишь единицы) в качестве аргумента приводят «сведения» из Википедии

Это напоминает историю со Стахановым, оказавшимся в театральной ложе рядом со Станиславским, и бодро сказавшим: «Дед, я как посмотрю, ты здесь тоже первый раз и в театре ничего не понимаешь…» В серьезном разговоре ссылаться на Википедию вообще недопустимо, особенно если статья по какой-то теме написана дилетантами. Но оставим это в стороне и обратимся к нуару.

Нуар именуют и жанром, и стилем, и философией, и художественной формой. Авторы многочисленных (зарубежных исследований) не могут придти к единому мнению, «что это?». Нуар как мрачная криминальная кинодрама легко узнаваем, но сложно дифференцируем. То есть проблематично дать точной набор характеристик, его определяющих. Есть фильмы вообще без криминала («Потерянный уикенд»). Есть нуары без насыщенных теней («Горячее место»). Есть в нуары, в коих полностью отсутствует тема дождя и воды («Ночь охотника») и т.д. и т.п.

Нуар стал своего рода сверх-жанровой матрицей или если угодно мета-жанром, который воплотил в себе все наработки пионеров кинематографа, а затем, уже в 60-ые годы ХХ века, давший начало значительному количеству кинематографических жанров, как мы их знаем. Началось всё на излете 20-ых годов, когда кинематограф стал весьма популярным и общедоступным явлением. У нуара есть несколько источников, которые в равной степени причастны к его рождению.

Немецкий калигаризм (от мрачного фильма «Кабинет доктора Калигари»), который достиг степени прото-нуара в фильме Фрица Ланга «М – город ищет убийцу»(1931). Французский поэтический реализм, в качестве прото-нуара предложивший «Набережную туманов» (1938). Ранние британские триллеры, которые подходят вплотную к нуару в ленте Хичкока «Человек, который слишком много знал» (1934). И криминальные американские ленты, «подарившие» нуару гангстеров – ярче всего это видно в «Лице со шрамом» (1932).

По мере того, как Голливуд становится центром мирового кинематографа, а в мире набирают силу тревожные тенденции (приход Гитлера к власти, первые вооруженные конфликты и т.д.) многие выдающиеся европейские кинематографисты перебираются в США. Однако здесь их ожидает «новая цензура» - т. н. «кодекс Хайеса». Стремясь его обойти, они создают нечто мрачное, обладающее двусмысленностью и множеством значений. То самое, что кинокритики в послевоенной Франции назовут «черными фильмами» и проще говоря «нуаром».

В чём-то этот процесс напоминал прохождение света через линзу (так называемое преломление). Критическое восприятие реальности не могло вечно пребывать в рамках «единого луча». Рано или поздно должна была начаться дисперсия, то есть распадение луча света на отдельные цветовые пучки, предлагающие разные оттенки.

Это произошло в 60-ые годы. Последний классический нуар был снят в 1959 году («Ставки на завтра»). После этого возникают национальные модели нуара – в первую очередь японский и французский. Одновременно с этим происходит дисперсия мрачного кинематографа, заканчивающаяся возникновением широкого спектра криминальных и мрачных жанров, которые, тем не менее, все без исключения восходят к нуару, и, естественно, хранят в себе присущие ему черты как мета-жанра.

В качестве дочерних жанров, которые взяли своё начало в нуаре, надо упомянуть гангстерское кино, черные и криминальные комедии, судебные и тюремные драмы, все без исключения триллеры (от психологических до эpотuческих), фильмы про серийных убийц, «ленты-ограбления», «страшные сказки», которые в известной степени граничат с соседствующей с нуаром готикой (хорроры как производная от неё).

Процесс деления и развития криминальных и мрачных жанров продолжается и по сей день. Например, возникают гибридные явления, включающие в себя очевидные элементы нуара. Упомянем в качестве наиболее ярких образчиков: киберпанк и джалло
Made on
Tilda