Нуар как предчувствие Апокалипсиса

Сериал «Перевал» как резкий ответ
День добрый, дорогие друзья! С вами на канале, посвящённом истории и анализу нуара, специалист по ретрокультуре, историк Андрей Васильченко. Кроме всего прочего я ещё автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара», которая внезапно и неожиданно для многих стала своего рода культурологическим бестселлером.
Надо отметить, что нуар сам по себе явление не только сугубо социальное, но и весьма тревожное. Германский протонуар (вспоминаем Фрица Ланга «М-город ищет убийцу») словно предсказывал приход Гитлера к власти и установление диктатуры. Классический американский нуар как был предвещал начало Второй мировой войны. Собственно его расцвет, пришедшийся на послевоенное время, говорил не столько о радостях «мирной жизни», а проблемах, которые рисковали вернуться «из прошлого».

Хотя бы в силу перечисленных выше причин я весьма скептически отношусь к такому явлению как «скандинавский нуар». Во-первых, он не нуар вовсе. Во-вторых, очень политический корректный, а нуар и либерализм – вещи не совсем хорошо совмещаемые.

По этой причине весьма отрадно, что европейские «творители» дали достойную отповедь «скандинавскому нуару». Речь идет о сериале «Перевал». Хотя в его оригинальном названии (Pass) заложена сложная игра слов. Это не только «горный перевал», но еще «паспорт» (поддельные документы, обнаруженные при трупе), а также «пассивная позиция», которую занимает один из главных героев.

Формально завязка сюжета отсылает нас к сериалу «Мост», который был затянутым и скучным и вообще не понятно про что (извините, что мысль доношу простыми словами). Немцы в купе с австрийцами решили показать скандинавам, как надо делать нуар-сериалы. И в этом весьма преуспели. Уже сериал «Вайнберг» («Виноградник на горе») заслуживал внимание (в некотором прошлом) и давал оптимистичные надежды. Теперь немцы и вовсе дали волю своим инстинктам. Если раньше нуар был предвестником «потрясений», то теперь и вовсе стал предчувствием Апокалипсиса. Классическое среднеевропейское пространство (Альпы) превращено в локацию безумной криминальной мистики, в которой перемешаны пугающие внешним видом крампусы, секты, маньки. И при этом всем обозначен чёткий антагонизм между теми, кто ведет расследование. С одной стороны мы видим всю из себя спортивную и жизнелюбивую немку (привет «скандинавскому нуару»). С другой стороны, мрачный, вечно похмельный австрийский инспектор. Причем он пьет столько, что ему позавидовали бы все частные детективы из «классического нуара» вместе взятого. Впрочем, положительная немочка в итоге не такая уж и положительная.

Можно было бы рассказать о сюжетных поворотах, но тогда мы испортим вам удовольствие от просмотра, так как в нуаре важно то, что всё не то, чем кажется на первый вгляд. А потому неожиданные концовки — это неотъемлемая часть сюжета. И какая же будет неожиданность, если мы расскажем, в чем секрет! Если говорить на уровне отвлеченных понятий, то в данном случае мы имеем дело не с мистическим нуаром, а мифологическим или даже апокалипсическим нуаром. В действительности явление не совсем новое. Например, данный подход можно было наблюдать в фильме «Всадники Апокалипсиса» (2008), где в главной роли был задействован давно ассоциируемый с этим поджанром Денис Куэйд. Однако, одно дело Аляска, другое дело – Альпы, где в каждом углу возникает ощущение, что здесь еще недавно за Красной Шапочкой пробежал «мистер Серый Волк».

На этом мы заканчиваемы наш рассказ. Однако завтра вас ожидает новая история. А потому не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко

Фотографии и тексты использованы для демонстрации возможностей шаблона сайта, пожалуйста, не используйте их в коммерческих целях.
Made on
Tilda