Имеет ли «Маска» отношение к «Дику Трейси»?
Знаменитая комедия как пародия на нуар
Отечественный зритель увидел этот фильм в 1995 году и сразу же полюбил Джима Керри, который стал своего рода открытием данной ленты. К слову сказать, не единственным - «Маска» также обогатила мировой кинематограф фигурой Кэмерон Диаз, которая до этого была фотомоделью. В кино она попала совершенно случайно, во время сессии для рекламы джинсов ей сказали, мол, попробуйся в кино, одна студия как раз ищет девушку определенного типажа (но об этом чуть позже)

С формальной точки зрения «Маска» являлась экранизацией комиксов, хотя режиссер Чак Рассел от оных «живого места не оставил». Он настолько сильно переработал материал, что фильм стал, по сути, совершенно самостоятельным произведением. И теперь представляется интересным, чем же вдохновлялись создатели фильма? А принимая во внимание сюжет киноленты, надо задаться вопросом, что «вылезло» из подсознания главного героя?

Если вы не видели фильм до этого, то очень осторожно, буквально в двух словах, обозначим его сюжетную канву. Мелкий банковский служащий Стэнли Ипкесс - то, что называется, «прирожденный неудачник». В какой-то момент он находит загадочную маску, надев которую он обретает некие сверх-способности. Но не становится супер-героем (как писатели некоторое обозреватели) напротив, он наводит бесконечный беспорядок, включая то, что под шумок грабит «родной» же банк и т.д. Оказывается, найденный им предмет – это маска Локи (известного скандинавского бога-проказника), от которой в своё время «избавились» викинги

В зависимости от характера обладателя маски тот приобретает некоторые своеобразные черты. То есть, нет никаких универсальных решений, всё сугубо индивидуально. И вот тут мы находим известное сходство с лентой «Дик Трейси» (1990), в которой рассказывалось о криминальной жизни Чикаго 30-ых годов. Об этой ленте надо говорить отдельно, пока отметим, что почти все персонажи этого фильма носили сложный грим-маску. У них были непривычно яркие одежды. Сам Дик Трейси ходил в наряде какого-то канареечного цвета.

То есть Стэнли, облачившись в маску, становится тем, чью модель поведения он увидел (возможно) в фильме. При удобном случае он стреляет из внезапно появившегося автомата Томпсона. Иногда он одет в шляпу и костюм ядовито желтого цвета. На этом сходство с «Диком Трейси» не заканчиваются. Например, певичка из ночного клуба Тина (К. Диаз) весьма походит Махоуни (опять же певичку), которую в «Дике Трейси» сыграла Мадонна. Помните, мы говорили про типаж и некую схожесть?

Опять же в «Маске» журналистка Пегги Брандт, которая оказалась весьма лицемерной особой, крайне напоминает подружку Дика - Тесс Трухард. На людях она пытается казаться «милой», но в реальности очень сварливая и местами даже вредная персона. То есть мы видим, что «Маска» стала не просто комедией, а как бы пародией на некоторые кинофильмы. Эта мысль подтверждается бесконечными кино-цитатами, включая шутовскую сцену награждения «Оскаром».

Однако в большей степени «воспроизведены» оказались именно криминальные фильмы и нуар. Если отвлечься от фигуры Ипексса, то можно сказать (с большущими оговорками), что фильм является гангстерской драмой. В Лос-Анджелесе (главный нуар-город планеты) происходит дележ власти в преступном клане. Молодой и беспринципный Дориан хочет во что бы то ни стало устранить «старого босса». В итоге, когда он завладел маской, это ему удалось. Что показательно, из его подсознания «вынырнули» уже другие фильмы. Весьма похожие на оригинальное «Лицо со шрамом» (1932).

Опять же отсылки к нуару содержат «вырезанные» из фильма эпизоды. Лицемерная журналистка не уходит от воздаяния, она попадает в печатный станок и газеты, в которых содержатся «подставное» объявление о её смерти, выходят из печати с красноватым оттенком. А ещё задолго до «Викинга» Николаса Рефна и «Богов Америки» Брайана Фуллера «Маска» должна была начинаться сценой прибытия викингов, которые на берегу неведомого им континента избавляются от «опасного предмета», которым была маска Локи



Made on
Tilda