Первый фильм про Аль Капоне
«Маленький Цезарь» как модель поведения и сценарная матрица!
Пока публика на просторах интернета обсуждает новый проект с участием Тома Харди, который играет роль весьма известного чикагского гангстера Аль Капоне, мы обратимся к истокам продолжительной капонианы, а именно к фильму 1931 года «Маленький Цезарь». К слову сказать, он не был первым гангстерским фильмом (таковым был «Преступный мир» 1927 года), он был первым ЗВУКОВЫМ гангстерским фильмом.

Сразу же отметим, что Альфонсо Капоне не был самым крупным и авторитетным гангстером Америки. Например, Чарли Лучано по кличке «Счастливчик» («Лаки») или Майер Лански были куда как более весомыми фигурами в преступном мире США. Однако Капоне стал самой медийной из криминальных фигур, к чему стремился почти всегда. Он охотно общался с прессой, фотографировался, появлялся на официальных приемах, занимался «благотворительностью». А потому имел немало «поклонников» среди простых людей, хотя подобное поведение и слывет «выходящим за рамки понятий».

В преступном мире считается, что излишнее привлечение внимания к себе «мешает ведению дел». И подобный подход в известной степени оправдан. Что Аль Капоне, что подражавший ему (уже позже) Джон Готти любили участливость публики. А вместе с тем вызывали заинтересованность у прокуратуры, ФБР и полиции. Хотя это и позволило их именам остаться в истории.

Капоне, наверное, является самым кинематографическим персонажем преступного мира, значительно опережая на этом поприще и Джона Диллинджера, и Джейси Джеймса. Как персонаж он появляется почти в двух десятках фильмов. Всё их перечислять не будем, но на некоторые в перспективе обратим внимание. Считается, что впервые Капоне попал на экран в фильме 1959 года, где его сыграл прославленный актер Род Стайгер.

На самом деле образ гангстера был воспроизведен в двух ранних лентах «Маленький Цезарь» (1931) и «Лицо со шрамом» (1932). «Маленький Цезарь» стал дебютной работой режиссера Мервина Лероя (вспоминаем «Мост Ватерлоо»). Фильм принес известность не только его создателю, но исполнителю главной роли Эдварду Робинсону, который надолго прописался в криминальном жанре. Некоторое время он представал на экране только в качестве «криминального босса», хотя затем его образы стали более разнообразными, особенно в части классического нуара («Двойная страховка», «Улица греха» и т.д.)

Сам по себе Робинсон был человеком не агрессивным и далеким от криминальной сферы, он вообще увлекался искусством и живописью. Однако он очень удачно перевоплотился в беспринципного, рвущегося к деньгами, к власти и к известности гангстера. Поговаривали, что он даже приходил на суд над Аль Капоне, чтобы уловить его повадки, движения, манеру говорить. В итоге персонаж Энрико Цезарь Бандело получился настолько убедительным, что его стали копировать «на улицах»

Фильм «Маленький Цезарь» (сюжет которого не имеет смысла пересказывать, если вы хотя бы поверхностно знакомы с биографией реального Аль Капоне ) оказал огромное влияние как массовую культуру в целом, так и на кинематограф в частности. Гангстеры в нём показаны как часть «городского пейзажа», без морализаторства и осуждения. Именно по этой причине «Маленький Цезарь» был одной из тех кинолент, что спровоцировали появление т.н. «кодекса Хайеса», то есть введение в Голливуде фактической цензуры.

Сами гангстеры (в смысле реальные гангстеры, а не киношные) к фильму относились с «пониманием». Особенно это относилось к представителям мафиозных семей из 60-ых годов. То есть тем, кто видел фильм в своем детстве. Кроме этого сцены из фильма затем были воспроизведены во многих лентах. Например, завтрак за стойкой кафе мы можем увидеть в легендарном нуар-фильме Роберта Сьодмака «Убийцы» (1946). Тему гангстерского банкета с «подарком боссу» воспроизвели в огромном количестве кинокартин: от «В джазе только девушки» (1959) до «Мы из джаза» (1984)

А ещё фильм оказался настолько популярным, что некоторое время спустя пришлось делать своего рода контр-ленту, а именно «Ангелов с грязными лицами» (1938). Речь идет о «моральной концовке», так как гибнущий гангстер должен быть показан «как трусливая крыса». А в «Маленьком Цезаре» Рико был убит в неравной схватке с полицией, так как он специально позвонил детективу, дабы осыпать его проклятиями и угрозами. Мол, ты жалкий врун, я никогда не был трусом и до тебя ещё доберусь. Опять же почти «героическая» модель поведения, которая была предложена городским низам…

Made on
Tilda