Есть мнение, что Зло кроме собственно нравственного аспекта, имеет аспект физический, а именно гормональный. По этой причине подростки отличаются повышенной агрессивностью и даже жестокостью, а их поведение нередко имеет подспудно, но криминальный характер. Впрочем, фильм «Подарок Стефании» вовсе не про подростковую преступность . Эта лента, общей протяженность чуть больше часа, напоминает криминально-готический клип.
В центре действия девочка по имени Стефания. Утверждается, что ей двенадцать лет, однако актрисе явно больше. Хотя о конкретных летая говорить затруднительно. «Переходный возраст» рассматривается как переход между светом и тьмой, как некая мистическая инициация. Стефания апатична. Она постоянно говорит, что ей скучно. Она сбегает из школы и ходит по улицам, разглядывая людей.
Однако у этой милой девочки есть темная половина, точнее говоря, инфернальный двойник, который нередко взирает из зеркала на первую Стефанию. Та не пугается, она в большей степени заинтригована, нежели испугана. Всё это сопровождается мрачными снами, в которых «вторая Стефания» избавляется от родителей. Делается это монотонно, даже как-то безлико.
В этой части можно говорить о противопоставленности двух персонажей. А именно Стефании и Либсет Саландер из «Девушки с татуировкой дракона». Если швейцарский режиссер Матье Сайлер не ищет оправдания для девочки, то создавший барышню-хакера из известного детектива Стиг Ларсен всячески реабилитирует её девиантное поведение. То есть Либсет Саландер нам преподносят как положительного персонажа. В то время как Стефания показана как своего рода симбиотическое существо: «юный суккуб» и его «юная жертва»
Один (инфернальный) персонаж постоянно нашептывает в ухо «Убей!». Вторая, более естественная героиня категорически жалобным голосом заявляет: «Не хочу взрослеть» Привычный ей мир стремительно исчезает. Он тает подобно фруктовом льду, который внезапно оказался на палящем солнце. И всё чаще и чаще в фантазиях появляется огромный кистень с острыми шипами, которым девочка весело размахивает. А ещё мир наполняется странными звуками. Выстрелами с этажа выше. Таинственными шагами, хлопающими дверями.
В некоторой степени можно сравнить Стефанию с «Убивашкой» (в исполнении некогда юной Хлои Морец) из фильма «Пuпец» (2010). К слову сказать, это официальное прокатное название, не мы такое предложили. Различие в том, что «Убивашка» - роль комедийная, а Стефания – трагический образ. Она понимает, что «что-то не так». Это показано в сценах, когда она пытается стать сопричастной семье пропавшего ребенка.
Однако история противостояния двух Стефаний – это не линейный рассказ (победа раз и навсегда), а цикличное повествование, где всякого рода искушения «новой жизни» повторяются снова и снова. Не случайно мама главной героини говорит: «Она всё время слушает одну и ту же пластику». И уж если говорить о музыке, то мелодия в фильме напоминает импровизацию на темы Таривердиева из «Семнадцати мгновений весны».
«Подарок Стефании» - это мрачноватая смесь разных оттенков нуара (явления и самого по себе сумрачного). Можно отметить и мистический нуар, и психотропный нуар, и подростковый нуар. Лента (подчеркнуто черно-белая) будет интересна в первую очередь любителям экспериментального европейского кино.