Нуар-капустник с элементами радио-малины
Когда в кино перемешаны убийцы и танцовщицы, копы и слегка одетые певички
Отправной точкой сюжета в фильме «Убийства на радио» (1994), является решение капризного генерального спонсора большого радиоконцерта переделать все сценарные наработки. И это за это пятнадцать минут до начала большого события, на которое собрались не только толстосумы, которым будет предложено поддержать новую радиосеть, но и сотни простых зрителей, что присутствуют в зале.

Радио? - удивленно спросите вы. Радио!!! – ответим мы. Поскольку дело происходит в 1939 году, когда телевидение только брезжит на горизонте, да и только в большей степени в тоталитарной Германии, нежели в демократических США. Накануне Второй мировой войны радио было самым влиятельными СМИ, а еще «важнейшим из искусств» (как бы сказал Ленин). Ведь на радио шли не только новости, но и множество развлекательных передач, доступных массовому слушателю, причем, совершенно бесплатно (в отличие от кино)

В США были весьма популярны радио-спектакли. Часть из них была с криминальным характером и может считаться промежуточной формой, что разделяет между собой палп (дешевые криминальные повести) и нуар (мрачные криминальные кинодрамы). Были даже специальные криминальные радио-циклы, достаточно вспомнить «Общество высоких приключений».

Но вернемся к фильму, сценарий для которого был создан еще в 1974 году. Он почти двадцать лет пролежал на полке, пока за дело не взялся прославленный Джордж Лукас. Однако и он столкнулся с проблемой, что мы упоминали выше – его заставали кардинально переделать «материал». Не то что бы это испортило фильм – он великолепен (хотя и провалился в прокате), но мог бы быть ещё лучше.

Итак, с минуты на минуту начнется большой концерт, который будет транслироваться на всю страну. Потенциальные спонсоры собраны в «аквариуме» (так сказать ВИП-ложе), зал ломится, но только вот сами актеры не знают, что делать, в какой последовательности они идут и вообще, что говорить в микрофон во время сценок.

Сценаристы в ужасе. Они и в спокойные-то времена не блистали талантами – иногда за советом они обращаются к простой темнокожей уборщице (нечто аналогичное мы можем увидеть у Вуди Аллена в «Пулях надо Бродвеем»). А тут ещё из динамиков доносится таинственный голос, который выедает странный тирады. «Наверное, показалось», - решили почти все и начали концерт едва ли не экспромтом. Суматоха, конечно же, страшная, певички, музыканты, костюмированные актеры – всё вперемешку

И вот тут один за другим стали гибнуть люди. И не просто случайные люди, а значимые для работы радиостанции персонажи. Поначалу это кажется несчастными случаями. Ну хватил удар трубача, он ведь любил выпить, а с пьяницами такое случается сплошь и рядом. Однако затем появился второй «жмурик», потом – третий и процесс стал почти неуправляемым.

В самый критический момент в центре радиовещания появляется группа чикагской полиции во главе с блещущим «интеллектом» лейтенантом, что должен возглавить расследование. Знакомство с коллективом он начинает с фразы: «Что? Писатели? Не люблю писателей… Они слишком много пьют и бьют своих жен». После чего начинается вдвое больший сумбур, но этот раз отягощенный криминальной составляющей.

Между тем концерт идет, ибо прервать его нельзя. Детективные потуги перемежаются музыкальными и танцевальными номерами. Что хорошо – вся эта суматоха подается без ужимок и гримас, присущих нынешним комедиям. Хотя, конечно, к музыкальной составляющей есть некоторые вопросы, но они сугубо исторические.

Например, в Чикаго образа 1939 года не могли исполнять «Танец с саблями», ибо Хачатурян сочинил их только в 1941 году, а неимоверно популярной в США эта композиция стала в 1948-1949 годах, то есть десять лет спустя от сценарного времени действия. Хотя это мелочи. Фильм - очень веселый и поднимающий настроение, что важно в наше время, даже для любителей мрачного и криминального кино.

Made on
Tilda