Самые мрачные маяки мирового кино
Как символ надежды стал метафорой ужаса
Немалый успех у зрителя недавнего фильма ужасов с названием «Маяк» (2019) заставляет нас обратиться к значению этого объекта, но не для реальной жизни, а для кинематографа. Более того, что предпринятый анализ показывает – в большинстве случаев маяк подается зрителю с киноэкрана как мрачный и даже угрожающий объект.

Причина этого может крыться в традиционном фольклоре и мифологии, которая весьма скептически смотрит на людей, которые по роду своей деятельности взаимодействуют сразу же с двумя стихиями. Более того, если эти люди, как бы являются оторванными от основного мира или живут на «отшибе». В данном случае смотритель маяка воспринимается аналогично мельнику (земля и вода) или кузнецу (земля и огонь) – именно представителям этих профессий приписывались некие особые «свойства» или даже «контакты с нечистой силой»

Если же составлять список самых мрачных маяков, что появлялись в кинематографе, то лидером можно уверенно назвать вершину Барад-дура, которая венчается «Оком Саурона». Как вы догадываетесь, мы в первую очередь ведем речь о трилогии «Властелин Колец», но это не исключает прочих экранизаций произведения Толкиена. Есть на свете не только снискавший сказочную популярность проект Питера Джексона (2001-2003).

За полгода до «Маяка» британские кинематографисты сделали в чем-то похожую ленту (и по стилю, и некоторым элементам сюжета). Фильм «Исчезновение» (2019) базируется на известной легенде, которая рассказывает о бесследной пропаже в 1900 году трех смотрителей маяка, расположенного на островах в Атлантическом океане. Это считается неразгаданной загадкой истории, хотя создатели фильма предложили собственную, вполне земную версию произошедшего.

Впрочем, маяки не всегда являются ключевым моментом в тайнах, которые поддаются логическому объяснению. Например, маяк является зацепкой в прославленном фильме ужасов «Звонок» (как в японской версии, так и в американском ремейке). Опять же фильм было бы правильнее переводить как «Цикл» или «Круг», так как «ринг» - это не только «ринг-тон», но ещё и нечто круглое. В частности, напоминающее вращение фонаря на вершине маяка.

В некоторых случаях маяк может выступать как своего рода «крепость». Например, мы можем это наблюдать в фильме «Опасный свет на краю земли» (1971). По сюжету этой кинокартины часть смотрителей маяка гибнет от рук бандитов. Однако поскольку главную роль в киноленте играет Кирк Дуглас, то убийцам будет «воздано».

Но ярче всего маяк-крепость был явлен в фильме «Атлантида» (2017). Он в буквальном смысле слова каждую ночь превращается в настоящую цитадель, а его смотрителям приходится давать подлинную битву существам, явленным из глубин вод, что невольно напоминает «рукотворную» мифологию Лавкрафта.

Маяк может быть территорией мрачной «игры смыслов». В качестве примера можно вспомнить, что именно маяк был одной из локаций нуарной драмы «Остров проклятых» (2010). Опять же режиссер очень тонко играет с ощущениями зрителя, когда переносит основное действие фильма «Полусвет» (2006) во внутреннее пространство маяка. Зритель полагает, что имеет дело с мистическим нуаром, однако на практике оказывается, что ему был предложен психологический триллер.

Скука и одиночество заставляет экспериментировать смотрителя маяка из анимационной нуар-ленты «Маяк» (2016). Это мультфильм была создан голландским художником Симоном Шрайбером. Выясняется, что карта и свет маяка позволяют менять реальность, однако не всегда это «к лучшему».

Завершаем наш обзор упоминанием фильма ужасов «Туман» (1980), созданного маэстро независимого кино Джоном Карпентером, который возвысил трэш до уровня подлинного искусства. В данном случае маяк, точнее говоря, его видимость, стал «далеким началом» мрачной истории. Некогда алчные жители деревушки Антонио-Бай заманивали на скалы проплывавшие мимо корабли, имитирую свет маяка, после чего их грабили. В какой-то момент погибшие пришли мстить потомкам вероломных
Made on
Tilda