Тайна одной сцены

«Леди в поезде» и хроники нуара


День добрый, дорогие читатели, с вами вновь специалист по ретрокультуре, историк Андрей Васильченко. А заодно автор культурологического бестселлера «Пули, кровь и блондинки», который посвящен анализу такого явления как нуар. На нашем канале мы будем рассуждать о нуаре и только о нуаре – культурном феномене и метажанре, оказавшем влияние на многие сферы современного искусства. В первую очередь мы будет рассматривать сюжеты и истории, которые в силу целого ряда причин не вошли в мою книгу. Обычно это новинки кинематографа, которые хотя бы какой-то степени относятся к нуару, нео-нуару, пост-нуару или нуару-плюс. Однако сегодня на предстоит вернуться в 1945 год, в США, где собственно нуар и получил самое широкое распространение.

Есть в истории мировой культуры явления, которые остались «непонятыми», а потому оказались на периферии искусства. Иногда это происходит потому, что их создатели были откровенными чудаками, а иногда по той причине, что упомянутые явления опередили своё время. Один подобный пример мы могли бы наблюдать в 1945 году. Именно тогда в США на киноэкраны вышла кинолента «Леди в поезде». Тогдашний зритель её «не принял». Причина этого крылась в том, что пародия на нуар (позже явление весьма распространено) явно появилась раньше, чем массовый зритель смог осознать, «что есть нуар?» Собственно, данное французское слово в отношении мрачноватых криминальных драм будет употреблено лишь несколько лет спустя. Режиссер Чарльз Дэвид провидчески почувствовал пришествие сверх-жанра и не просто почувствовал, но иронично его изложил.

Сюжет этой киноленты мы не будем передавать, остановимся лишь на нескольких моментах. Во-первых, главную роль в фильме исполняет блистательная Дина Дурбин. Во-вторых, появившийся в кинофильме «злодей» оказался настолько эффектным, что позже его типаж оказался растиражирован в мировом кинематографе. Вспоминайте, негодяя в песне (или с моноклем), что держит на руках персидского кота. Однако мы хотели бы остановиться на одной из сцен фильма, в которой оказалась «зашифрован» один голливудский конфликт, который чуть было не закончился громким скандалом. Речь идет о сцене в клубе «Цирк», где выступает героиня Дины Дурбин. Она ведет себя весьма непосредственно, едва ли не садится гостям клуба на колени. Подобное поведение для героинь Дурбин было весьма нехарактерным. Обычно эта актриса канадско-ирландского происхождения играла веселых, но весьма положительных девушек. Зрители были удивлены подобной метаморфозой.

Однако эта сцена оказалась пародией. То есть мы можем обнаружить «пародию в пародии». Вульгарное выступление в «Цирке» было «имитацией» поведения Марлен Дитрих, с которой у Дины Дурбин случился нешуточный конфликт. Это сейчас мы живем во власти предубеждений, что Марлен Дитрих - «звезда мирового уровня», а Дина Дурбин - «какая-то голливудская актриса». На самом деле всё обстояло с точностью до наоборот. После расставания с режиссером Штернбергом Марлен Дитрих снималась в низкобюджетных фильмах и выступала во второсортных заведениях. Если актрису и приглашали в крупные проекты, то только на «вторые роли». Причем, такие мастодонты кинематографа как Орсон Уэллс и Альфред Хичкок зареклись во второй раз рисковать и повторять подобное сотрудничество, найдя Дитрих посредственной актриской с непомерным самолюбием.

Однако сегодня мы поговорим о другом. Во время войны в США проводились специальные акции в пользу военного займа. В этих мероприятиях активно участвовали голливудские актеры. «Патриотическому позыву» поддалась и Марлен Дитрих, которая страшно переживала, что ей «припомнят» немецкое происхождение. В итоге во время выступлений она вела себя «очень вызывающе». Так длилось до тех пор, пока в дело не вмешалась Дина Дурбин, которая также активно участвовала в «патриотических концертах». Дина была «звездой-подростком» фактически двое младше Марлен Дитрих. Девочка возмущенно заметила: «Вам здесь, милочка, не публичный дом!» Марлен Дитрих с характерным ей апломбом заявила устроителям концертом: «Или я или эта дерзкая пигалица!» И….. И Марлен Дитрих больше попросили не появляться в обществе. Миф о «великой актрисе» будет сформирован десятилетия спустя, и в первую очередь не на основании фильмов, а на постановочных «модных» фото. Но это уже другая история.

Дина Дурбин так осталась «непобеждённой», когда во второй половине 40-ых годов он хлопнула дверью, покинула Голливуд (недобрым словом помянув "тамошних евреев" из числа продюсеров), то она была едва ли не самой высокооплачиваемой американской актрисой. И больше в кино она не вернулась…
Если же вы хотите побольше узнать о нуаре, как кино и как жанре нуар, то имею наглости предложить вам приобрести мою книгу «Пули, кровь и блондинки». Всего Вам наилучшего. Искренне Ваш Андрей Васильченко


Made on
Tilda