«Жмурки» на французский манер
Один из лучших френч-нуаров, но неизвестный у нас в стране
Сразу же скажем, что Клод Барруа как режиссер не слишком-то известен широкой публике, однако как монтажер он создал множество шедевров, включая легендарный фильм «Мужчина и женщина» (1966). Этим объясняется специфика действия в мрачном криминальном фильме «Преступники в ночи», который Барруа создал в 1980 году

В первых кадрах утверждается, что все события и действующие лица являются выдуманными, а любое сходство – случайно. Однако это не совсем так. Съемочная бригада просто «перестраховалась». С формальной точки зрения основой для ленты стали финальные эпизоды гангстерской войны, что шла в конце 70-ых годов в Марселе. Её итогом стало массовое убийство в одном из кафе 14-го округа, более известное как «бойня в Санкт-Жераре», когда погибло десять человек. Как члены криминальной группировки, так и случайные свидетели.

У фильма (в зависимости от страны проката) было несколько названий. «Преступники в ночи» могли именоваться также «Роковая месть» или «Бар"Телефон"». По большому счету кинолента стала «перекидным мостиком», что соединил классический френч-нуар образца Жан Пьера Мельвиля («Самурай», «Красный круг») и Франсуа Трюффо («Невеста была в черном», «Стреляйте в пианиста») с современным «беспринципным» французским нео-нуаром («Враг государства №1», «Набережная Орфевр, 36»)

«Преступники в ночи» показались современникам излишне жесткой гангстерской драмой, которая на выходе дала мировому кинематографу двух звезд: Кристофера Ламберта и Ришара Анконина – оба играют молодых бандитов из «отмороженной группировки», которая пытается обложить данью парижские кафе и небольшие рестораны (действие в фильме перенесено из Марселя в Париж).

Завязка сюжета строится на том, что предводитель небольшой гангстерской группировки Тони Веронезе (его играет Даниэль Дюваль) делает большую ставку на подставной боксерский бой. Выигрывает значительную сумму. Однако устроители боя отказываются платить, мол, заберите вашу ставку, она не была принята. И вообще мы под защитой мафиозного семейства братьев Перес и ничешеньки нам не будет. Веронезе пожал плечами, дал срок выплатить деньги, после чего пообещал большие неприятности всем подряд.

Этот представитель криминального мира хотя и не «акула», но «матерный волк», для него принципы и данное слово – превыше всего. По истечению определенного срока на воздух стали взлетать притоны, игорные дома и рестораны, что контролируются кланом Перес. Представители этой уже одряхлевшей от продолжительного «бездействия» криминальной семьи понимают, что им будет сложно выиграть в городской войне. А потому готовы заплатить, но так, чтобы не потерять лицо. И тут в действие включаются третьи персонажи всякого рода комиссары полиции и «авторитеты на покое». К слову сказать, в фильме полиция показана как структура, способная лишь содействовать криминальным переговорам, да «ловить рыбку в мутной воде».

В итоге, казалось бы, «войне – конец, дорогу – миру», но в дело вмешался воистину Его Фатальное Величество Случай. Во время передачи денег двое патрульных в кои-то веки проявили нехарактерное для полиции любопытство. В итоге они гибнут сами, а до кучи ещё один из братьев Перес. А это уже повод для вендетты. Теперь на Веронезе должен охотиться весь криминальный мир Парижа. Однако устранить его не так-то просто, как приказать это сделать…

В итоге на «грязную работу» было решено нанять тех самых молодых хулиганов, что изводили своими угрозами местные заведения сферы гостеприимства. Однако те -совершенные непрофессионалы. Как можно было предположить, в переполненном кафе один из них запаниковал, а потому стал стрелять во всех подряд, надеясь попасть в объект «заказа». Но даже и это не конец истории… Хотя, конечно же, понятно, что хорошего финала у ней не будет.

Из плюсов фильма можно также отметить музыку Владимира Космы, который создал аранжировки для огромного количества шедевров французского кинематографа, включая «Игрушку», «Бум», «Укол зонтиком» и т.д.

Made on
Tilda