Фильм про то, когда говорить и молчать в равной степени опасно
Вспоминаем хорошие триллеры 20-летней давности
В нашем предыдущем материале, посвященном фильму «Убийства по открыткам» (2020), мы недобрым словом упомянули привязанность актрисы Фанке Янсен к пластической хирургии. Мол, мы расскажем вам о триллерах и криминальных драмах, когда она и без этого выглядела прекрасно и не менее прекрасно играла.

Одной из таких лент является фильм «Не говори ни слова» (2001), в котором были собраны весьма неплохие актеры, хотя критика в первую очередь оценила игру гражданки Янсен, которую «заметила» после выхода фильма Роберта Родригеса «Факультет» (1998). Кинокритики - вообще странные люди. В указанном 2001 году крайне враждебно встретили «Не говорил ни слова». Толком они свою позицию так и не смогли объяснить. Мол, всё хорошо, но мы против. Знай они, что два десятилетия спустя публику будут потчевать «Снеговиками» (2019) и «Убийствами по открыткам» (2020), то скинулись бы в Гудзон (ну или в Темзу, если это - британские кинокритики).

.
Мы же, положа руку на сердце, вам честно скажем – это отличный мрачный триллер, который можно в некоторых ситуациях приводить как эталонную ленту. Естественно, в ней чувствуется привкус нуара, но не будем сосредотачиваться на этом. Хотя элементов классического мрачного жанра в фильме масса. «Заклинаемая вещь», которой непременно хотят обладать «нехорошие криминальные типы». С одной стороны, это шестизначный номер. С другой стороны, это кроящийся за этим номером драгоценный камень стоимостью в десять миллионов долларов.

А ещё это проблемы с памятью у главной героини фильма. Однако, как и во многих нуарах не совсем понятно, притворяется она или действительно «безумна». Точнее говоря, не совсем понятно, где проходит грань между умелой симуляцией и подлинными проблемами с головой. Эту «проблемную девочку» играет актриса трагической (почти нуарной) судьбы - Бриттани Мёрфи. К слову, сыграла она много убедительнее Янсен; странно, что критика этого не отметила.

А ещё в фильме «всё не то, чем кажется на первый взгляд». Это как раз один из принципов нуара. Казалось бы, что опасного может быть в профессии детского психиатра? И уж совсем ничего угрожающего не предвидится, когда ваш старый друг и коллега обращается с просьбой, посмотреть юную пациентку. Как там говорилось в киноклассике: «Мы сделаем ему предложение, от которого он не сможет отказаться?» Безобидная на первый взгляд просьба оборачивается для доктора Натана Конрада (его играет Майкл Дуглас) форменной катастрофой.

Оказавшиеся на свободе уголовники хотят во что бы то ни стало завладеть шестизначным номером, что сокрыт в туманном сознании юной пациентки. А дабы доктор «работал» побыстрее, то они берут в заложники его больную жену (она сломала ногу) и маленькую дочку. И если к концу дня ему не удастся извлечь из тенет сумрачного сознания шесть злополучных цифр, то заложницы рискуют быть «присланными по частям».

Действие фильма превращается в весьма «компактное», но в то же время энергичное и динамичное действие. Никого территориального разброса. Всё происходит в рамках одного дня и в одном городе. И при этом доктору желательно справиться с тремя задачами. Спасти дочь и жену, спасти невольную пациентку, и еще было бы желательно самому остаться в живых. Головоломка со множеством неизвестных.

А потому фильм смотрится на одном дыхании, героям реально сочувствуешь. Даже в некоторой степени понимаешь логику преступников. «Не по понятиям» «кидать подельников», что шли с тобой под пули, даже если ты заботишься о своем ребенке. И не все преступники выглядят одинаково зловеще. Хотя это уже повод для другой статьи, посвященной проблеме этики в криминальном кино.



Made on
Tilda