Дважды два или игорный бизнес ни при чем

Дважды два или игорный бизнес ни при чем
День добрый, дорогие друзья с вами вновь автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара» специалист по ретрокультуре, историк Андрей Васильченко. На нашем канале мы преимущественно говорим о нуаре, рассматриваем его особенности, анализируем сокрытые от массовой публики моменты.
Сегодня мы будем говорить о фильме Брайна де Пальмы «Глаза змеи» (1998 год). Сей режиссер окончательно вписал себя в классики нуара, после выхода ленты «Чёрная орхидея» (2006), хотя было логичнее вести речь хотя бы с «Прокола» (1981), ну или по крайне мере с «Лица со шрамом» (1983) – фильма, который стал ремейком знаменитой ленты из 30-ых годов.

В свою бытность «Глаза змеи» внимания кинозрителя не привлеки, хотя на фоне нынешнего кино-шлака, производимого в том числе Голливудом, это, вне всякого сомнения - шедевр. Хотя бы по причине того, что режиссер успешно скрестил политический триллер и нуар. Политический триллер с лежащей в основе идеей о «глобальном заговоре» («Пять человек – это уже заговор») был успешно похоронен после событий 11 сентября, по которым осталось больше вопросов, нежели ответов (например, «Куда пропал самолет, якобы спикировавший на Пентагон»). По этой причине фильм вызывает чувство ностальгии, по жанру, который оказался в США под негласным запретом. И что хорошо – в фильме нет Джина Хэкмана, который являлся символом американских политических триллеров («Принцип домино», «Враг общества», «Абсолютная власть»).

Надо сказать, что нуар никогда не отрицал возможности заговора как такового – как иначе провоцировать ощущение паранойи? Хотя создателей нуара никогда не интересовали политические детали, а лишь нагнетание атмосферы. В «Глазах змеи», есть много от нуара. Взять хотя бы место действия: Атлантик-Сити, который можно полагать северным Лас-Вегасом. Нуар вообще часто был связан с местами азартных игр. А если принять во внимание, что с первых кадров действием завладел «продажный коп», то сходство становится более чем очевидным. Однако фильм имеет множество отличий от триллера. Например, почти нет загадки, кто является «плохим парнем». Правильнее сказать, тут вообще нет «хороших парней». Все неоднозначные, только в разной степени.

От нуара взяты две особенности. Стремление придать убедительность фильму за счет включения «действительных медийных сюжетов». В «глазах» запись боксерского мачта вообще имеет огромное, почти ключевое значение. Опять же концовку нельзя назвать оптимистичной, так как мы узнаем, что «полицейского-избавителя» ожидает суд и тюрьма. Второй особенностью является то, что большая часть фильма - это флешбеки. Главный герой пытается осознать события совершенно недалекого прошлого.

Когда виновники торжества (по сюжету фильма убийства министра) жесткого избивают не слишком сговорчивого полицейского, который внезапно стал проявляться удивительную несговорчивость, то в этой сцене можно увидеть прямые отсылки к таким лентам как «Подстава» и прочим, где избиение подается через тени, которые как бы становятся действующими лицами.

В принципе, в фильме даже неплох Николас Кейдж, который играет как раз продажного копа Рика Санторо, который не прочь промышлять грязными сделками и отжать «по легкому» денежки у какого-нибудь недотепы. Часть из этих денег демонстративно испачканы кровью. Собственно, это персонаж и не хотел становиться на «хорошую сторону», но был вынужден в силу обстоятельств, что весьма характерно для героев нуара, у которых честность и принципиальность –редкие качества.

На этом мы завершаем наш рассказ. Если вы не приобрели книгу «Пули, кровь и блондинки». История нуара», то она есть во всех крупных книжных страны. А еще не забывайте читать наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко

Made on
Tilda