Постыдная опасность и подтекст роковой кино-красотки
«Удовольствие и страх» как формула фильма «Девушка на мосту»
Фильм «Девушка на мосту» (1999) является одним из лучших творений современного кинематографа. И рассуждать о нём можно очень долго, но мы остановится на тех моментах, что критика обычно обходила стороной. А именно о значении подтекста и ассоциаций в этой великолепной ленте.

Начнем с того, что не совсем понятно, почему «Девушку на мосту» провозгласили «комедий» (в некоторых случаях «лирической комедией», в некоторых «трагикомедией»). Фильм, несомненно, является нуаром и если не явлена со всей очевидностью криминальная составляющая, то это вовсе не значит, что в нём нет «мрака». К слову сказать, даже в классический период были «нуары без криминала». Достаточно вспомнить «Потерянный уикенд» (1945). А чтобы вы не ошиблись с определением, Патрис Леконт сделал ленту подчеркнуто черно-белой.

Несмотря на иронию и некоторыми местами даже внешнюю забавность действия, фильм весьма трагичный. Опять же можно выделить особую ситуацию, когда персонажи нуара (нео-нуара) встречаются друг с другом. Это не просто пограничное состояние, а намерение одного жить (и он цепляется за жизнь), а другого – умереть. В итоге суицидально настроенная девушка встречает своего «героя». Кроме «Девушки на мосту» мы можем это видеть в фильмах «Кровь и бетон» (1991), «Убей меня позже» (2001), а также с некоторыми оговорками в «Если вы не умрете, то мы вернем вам деньги» (2018) и т.д.

Герои - не просто находящиеся в сложной ситуации люди, они «истинные аутсайдеры». Они выброшены злой судьбой на обочину жизни. Но что будет, если два «минуса» помножить друга на друга? В некоторых системах это дает «плюс». Именно так происходит с Адель и Габор. Одна пытается покончить с собой, так как запуталась в жизни. Она не легкомысленная, но легко доступная (больше в силу наивности, чем глупости), чем пользуются мужчины. Героиня печально шутит по этому поводу: «Один так интенсивно пытался меня взбодрить, что мне показалось, что я беременна».

Габор, по сути, представитель опасной профессии, хотя и не связанной с криминалом. Он метатель ножей. Удача отвернулась от него и, судя по всему, во время шоу он «зарезал» несколько своих партнерш. По этой причине он ищет ту, которой плевать на свою жизнь. А потому она не будет бояться участвовать в опасном шоу. Габор соблюдает подчеркнутую дистанцию, хотя и симпатизирует Адель: «Я не сплю со своими мишенями»

Самое важное в возникшей «искре» - это не любовь, не счастье, а удача. Причем, удача не простая, а с криминально-авантюрным привкусом. То, что принято именовать «фартом». Не случайно, что эпизод «преображения» Адель полон скрытых ассоциаций и подтекста. В нём активно используются элементы того, что принято именовать «гангстерским шиком» (было такое явление в США в 30-ые годы ХХ века – смотрите «Клуб Коттон»). Более того, в сцене в парфюмерном магазине читаются ассоциативные отсылки к «ограблению банка». Недаром Адель в исполнении Ванессы Паради сделали внешне похожей на Бонни Паркер (это особо заметно в самом начале фильма).

От Бонни героине досталась некая интимная необузданность, что выражается на двух уровнях. Во-первых, в неразборчивости связей – Адель «жалко мужчин». Во-вторых, не просто ассоциативных, но, по сути, фрейдистских сценах с метанием ножей. Таковых было несколько, однако своего мрачно-интимного апогея этот странный процесс достигает в последней, в сарае, на фоне просвечивающей стены из досок, где читается не только интимный подтекст, но и кадры из многих классических нуаров.

Опасность Габора (его играет Даниэль Отой) прослеживается не только через его профессию и навыки. Метать ножи явная отсылка к криминалу (вспоминаем «Отчаянный» Родригеса и эпизодическую роль Трехо). Но есть некоторые жесты, как бы отсылающие нас к «убийце». Перед началом первого шоу он указательным пальцем пододвигает голову Адель к помосту, упираясь ей в середину лба.

Есть негласная криминальная мудрость - что самые опасные люди не смотрят в глаза, они смотрят вам в середину лба. Это и есть самые хладнокровные убийцы. Неспроста его шоу проходит для героини под знаком фразы: «Удовольствие и страх»

Made on
Tilda