«В укромном месте» - классический нуар с потаенными смыслами
Что таят в себе темные уголки души персонажа?
Мы уже упоминали фильм «В укромном месте» (1950) в связи с сюжетами о тайных группах крипто-политического влияния, которые действовали, в том числе, в среде голливудских актеров. В частности, исполнившая главную роль актриса Глория Грэм была «выразительницей британских интересов». Хамфри Богарт через свою супругу Лорен Бэколл (которая как раз и мыслилась им на главную роль) представлял интересы групп, которые готовили «чистку Голливуда». В итоге съемки фильма превратились в своего рода закулисную политическую схватку.

Итогом стал разрыв Богарта любых отношений со студией «Коламбия», развод режиссера Николаса Рэя с Глорией Грэм, обострение отношений и т.д. Но нас сейчас интересует совершенно иное. А именно художественная и культурная ценность фильма, который можно полагать самым необычным из классических нуаров. Именно благодаря этой ленте можно увидеть, как (и когда) наметилось отмежевание «психологического триллера» от «материнского жанра», то есть собственно нуара.

Николас Рей вообще любил экспериментировать. В качестве наиболее его удачной «импровизации» можно назвать культовую ленту «Бунтарь без причины» (1955). Однако «В укромном месте» не менее интересна как кинолента. Хотя бы потому, что Рэй решил вообще свести к минимуму криминальные составляющие, а сделал ставку на развитие отношений, через которые раскрываются главные герои.

Однако мелодрамы не получилось (и не могло получиться), причиной чему был характер персонажа, которого играл Хамфри Богарт. Диксон Стил таит внутри себе частичку тьмы. «Укромное место», упомянутое в названии кинокартины, это как раз темные и потаенные уголки его души, в которых прячется агрессивное и злобное «Альтер Эго». Диксон Стил трудится сценаристом, который на протяжении многих лет как раз создает мрачные криминальные фильмы (нуар). Он воевал, убивал, любит выпить, ввязывается в драки.

Его подозревают в убийстве случайной знакомой – гардеробщицы из клуба, что взялась пересказать Стилу сюжет прочитанного ею романа, на основании которого предстоит создать новый сценарий. Поначалу зритель не сомневается в невиновности героя. Однако с каждой новой сценой эта уверенность ставится под сомнение.

Алиби ему обеспечила симпатичная соседка Лорел Грей. У них завязываются пылкие творческие и любовные отношения. Молодая женщина околдована талантом своего возлюбленного и подобно зрителю поначалу ни разу не сомневается в его невиновности. Однако тяжелый характер Стила дает о себе знать всё чаще и чащё. И начинают закрадываться подозрения: может быть, мы чего-то не знаем?

С каждой новой сценой Лорел (а вместе с ней и зрители) всё больше оказывается во власти тайных страхов. Темная сторона личности Диксона Стила пугает больше, чем притягивает его талант. Вспышки гнева напоминают явление «мистера Хайда». Лорен решает тайно скрыться и тем самым разорвать отношения безо всяких объяснений.

Её замысел был раскрыт, что провоцирует неистовую вспышку ярости, в ходе которой Стил чуть было не убивает свою возлюбленную. Отношения закончились крахом. И именно в этот трагический момент приходит, казалось бы, радостное известие – полиция нашла подлинного убийцу девушки.

В этом фильме Богарт предстал во всём своем великолепии «циничного образа». Как написал один из обозревателей – профессор циничных наук. Это подчеркивают шутки в самом начале ленты: «- Вы дали убитой двадцать долларов? – Да… - Двумя десятками? – Да. Но простите, не смогу опознать их в лицо». Когда ему делают замечание: «Вас допрашивают по делу об убийстве, а вы лишь отпускаете пару шуток», то Стил мрачно замечает: «Согласен, шутки - никудышные»

Made on
Tilda