Маска из балагана им. Достоевского

«Русский бес» и хроники нуара
Добрый день! На связи вновь Андрей Васильченко - историк, специалист по ретрокультуре, а по совместительству автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара», которой повезло стать культурологическим бестселлером. На этом канале мы будет рассуждать о нуаре и только о нуаре. Но преимущественно здесь будут сюжеты, которые в силу разных причин не вошли в книгу (по крайне мере в первую её часть).
Сразу призываю не обращать внимание на заголовок данного материала, точнее говоря, не воспринимать его как пренебрежительное отношение к творчеству безусловно гениального русского писателя. Федор Михайлович в данном случае почти ни при чем. Он, конечно, был одним из невольных вдохновителей нуара. Однако он понятия не имел, что в 2019 году на экраны выйдет фильм «Русский бес». Не будем рассматривать игру актеров, режиссуру и прочие сугубо киношные вещицы, которые по косточкам разберут другие люди. Обратим внимание на иные моменты.

Во-первых, создатели ленты должны были апеллировать к творчеству Сологуба, но данный писатель не так известен публике, как Достоевский, а потому по ходу ленты рассыпано такое количество «крошек», что не прийти по ним к Фёдору Михайловичу более чем затруднительно. Только сделано это в высшей мере пошло (не в смысле похабно, хотя в фильме хватает интимных сцен), а банально – такое ощущение, что суть творчества Достоевского пытаются преподнести американским первоклассникам. Клише в степени клише. А чтобы зритель случайно не промахнулся, в фильм была введена сцена, когда главный герой носится за гражданочкой с топором.

Во-вторых, главный герой, конечно не Раскольников, да и жертва не совсем старуха-процентщица. Но если это всё совместить с душеспасительными беседами, которые проникнуты невзыскательным пафосом, то зритель точно должен воскликнуть: «Это же Достоевский!» Хотя причем здесь Достоевский по сути совершенно непонятно. Действие происходит в Москве. А главный герой в большей степени одержим эротическими импульсами, нежели стремлением избавить мир от зла. Хотя, когда во второй половине фильма некто бывший студент-дизайнер задается вопросом «Тварь ли я дрожащая…» и начинает грабить банки, поливая автоматными очередями неразумную публику, в оных банках оказавшуюся, то понимаешь, что нам видимо, решили преподнести Раскольникова «нового типа». Порфирий Петрович, явленный в образе лукавого следователя, обретает такое революционное прочтение, что проще всё списать на фантазию режиссера.

На самом деле после просмотра данной ленты возникает только один вопрос: «А зачем?» Ну актеры понятно- им денег заплатили. Режиссеру, думаю, тоже. Не понятно на глубинном уровне, зачем было создавать данный фильм. Если надо было показать человека, который был одержим своими мрачными фантазиями и в итоге утратил над ними контроль, а итоге грань между реальностью и миром насильственных грез стерлась, то уже была классическая лента «Американский психопат». Хотя поскольку речь шла об атмосфере в среде американских яппи, то правильнее было бы говорить об «американском психозе».

В этом случае понятно, откуда взялись мрачные фантазии. Как пелось в одной песне: «Их дети сходят с ума, от того, что им нечего больше хотеть». В случае с «Русским бесом» совершенно неведом, зачем ничтожеству превращать себя в ничтожество, одержимое кровавыми грезами. Собственно получился не рашен-нуар, а какой-то карамболь на тему нуара. Нелепая пародия на пошлое подражание. Кровавый балаган в масках, действие которое приправили отсылками на русского классика.

Но фильм всё равно посмотрите. Люди же зачем-то ходят в кунсткамеру. А если будет возможность, то приобретите мою книгу, уже не сочите за навязчивость. А еще не забывайте читать наш канал. Подписывайтесь на него и ставьте лайки! Искреннее Ваш Андрей Васильченко

noir-film.ru


Made on
Tilda