«Разрыв» советского кино-шаблона
«Безусловно положительные» актеры, сыгравшие негативные криминальные роли
Мы вновь обращаемся к проблеме т.н. «советского нуара». Однако на этот раз подходим к ней не с позиции построения кадра, и даже не принимая во внимание сюжетную линию, а исходя из того, что в нуаре (нео-нуаре, пост-нуаре и т.д.) представители криминала не воспринимаются как непреложно отрицательные персонажи. Они, конечно, плохие…. Но все-таки….

Нечто подобное можно было (как ни странно) наблюдать в нескольких советских кинолентах, которые в буквальном смысле слова «разрывали шаблоны» отечественного кинозрителя. Мы ведем речь о тех фильмах, где негативные роли было поручено сыграть народным любимцам – актерам, воспринимавшимся исключительно в положительных образах. В то же время была масса хороших и даже гениальных актеров, которые сыграв уголовника, вовсе никого не повергали в шок, хотя вовсе и не ассоциировались с криминалом. Например, Армен Джигарханян в своей творческой биографии не раз играл преступников. Однако это никого не шокировало.

Апофеозом описанного выше процесса можно считать фильм 1982 год «Грачи». Эта мрачная криминальная драма, основанная на реальных событиях, рассказывала о действиях банды, состоящей из родственников, на счету которой было несколько убийств. Среднего брата Виктора (в итоге приговоренного к расстрелу) сыграл всеобщий любимец Леонид Филатов. Это произвело тяжкое впечатление на публику, которая никак не могла определиться с отношением к этому персонажу.

Нечто аналогичное можно сказать про фильм 1977 года «Золотая мина», где опасного преступника-рецидивиста сыграл весьма интеллигентный Олег Даль. Именно он - ключ к загадке спрятанных «криминальных сокровищ».

Николай Крючков стал звездой кино ещё «до войны». Обычно он представал в облике «своего парня», являвшегося олицетворением простых людей. Однако в криминальной драме «Дело Румянцева» (1955) он играет двурушника и вороватого начальник отдела эксплуатации, который способствует преступлениям

Несколько в ином ампула предстает не менее любимый народом Марк Бернес в фильме «Ночной патруль» (1957). В этой близкой по стилистике к нуару ленте певец и актер предстает в облике Павла Обручева по кличке «Огонёк». Он некогда был налетчиком, затем оказался «заграницей». Однако он «завязал» и очень хочет вернуться на Родину, для чего нанимается на пришедший в СССР пароход

Близкий к французскому нуару по манере подачи материала фильм «Тегеран-43» (1980) предложил нам в роли «фашистского прихвостня» и преступника по фамилии Шернер весьма мягкого и деликатного Альберта Филозова, которого зритель в основном помнил по лирическим и комедийным ролям.

Александр Абдулов, чье имя в представлении не нуждается, сыграл роль хладнокровного убийцы Робера де Шаранса в фильме «Ищете женщину» (1982), что была ироничной экранизацией пьесы Роберта Тома, который активно использовал сюжетные элементы мрачного мета-жанра (это мы про нуар)

Если говорить о сугубо отечественных произведениях, то надо отметить вторую экранизацию «Двух капитанов» (1976). В ней весьма убедительно предстал в роли негодяя Ромашова очень обходительный в жизни, стеснительный и несколько наивный Юрий Богатырев. Насколько могу судить, это единственная «безусловно отрицательная» роль в его творческой биографии.

Наш рассказ мы заканчиваем упоминанием Владимира Высоцкого. В контексте данного материала нас интересует фильм «Хозяин тайги» (1968), где легендарный поэт и актер сыграл Ивана Рябого, замешенного во многих преступлениях бригадира сплавщиков. Публика не могла поверить, что у персонажа Высоцкого не было хоть «какого-то морального оправдания», что ему поручили бесспорно «негативного героя».
Made on
Tilda