Мрачная пародия на «ментальное yбожеcтво»
Мрачная пародия на «ментальное yбожеcтво»
Надо признать, что у меня режиссер Павел Руминов ассоциируется лишь с двумя мрачными, весьма близкими к нуару, фильмами: «Дедлайн» (2004) и «Мертвые дочери» (2007). Поэтому отзывы (преимущественно подросктово-возмущенные) на фильм «Дизлайк» (2016) меня изумили. Я удивился, зачем вдруг именно данному режиссеру снимать слэшер (то есть крюко-мясной ужастик). Руминов всегда выделялся стремлением дать неожиданный поворот в фильме, а слэшеры считались с точки зрения изложенной в них истории явлением «глупым» (выражусь аккуратно). А потому закралось у меня обоснованное подозрение, что юная публика при просмотре что-то не поняла.
Так оно и оказалось. Собственно то, что было принято за слэшер, было лишь частью сюжета, причем, не самой важной. Это была, так сказать, фокус-уловка, когда иллюзионист делает отвлекающий жест рукой, и вы невольно за этой рукой устремляете свой взгляд. Когда есть история в истории, то есть и специфика изложения. Мне вспомнилось одна встреча на заре компьютерных игр, когда пришел к знакомому, как раз большому поклоннику оных. Тот во что-то увлеченно играл. Я заметил, что для игры, которая занимает целый CD (для 90-ых это было нечто феноменальное) графика, мягко говоря, слабовата. На что знакомый ответил, что это не сама игра, это локация, где он должен освоить игровой автомат, расположенный внутри собственно игрового поля.

Так произошло и с фильмом «Дизлайк» - почему-то все решили, что это история про то, как невменяемая личность в отдельно взятом особняке решила свести счеты с очень популярными, молодыми блогерами (как юношами, так и девушками). Но это не есть часть сюжета, предложенного режиссером, это часть игры, придуманной «негативным» персонажем (и не надо их путать). Собственно расправа в особнячке – это уловка. Недаром многие из «жертв» поначалу шутили: «Ой, что это за малобюджетная „Пила" российского производства?»

Опять же если вы посмотрите на элементы, сопровождающие «слэш-ядро» сюжета (выпуски новостей, вставки из видео-блогови и т.д.), то обнаружите, что съемочная группа весьма тщательно подошла к процессу и работала над деталями. Опять же для убедительности были использованные реальные блогеры, включая Машу Вей. Зачем? Потому как профессиональные актеры заставят вас поверить в реальность происходящего. А тут как раз важно подчеркнуть некую надуманность, дешевое копирование иных фильмов. Не случайно в фильме мелькает фраза то ли про «ментальное убожество», то ли про «ментальных инвалидов»

Опять же к чести Руминова, он выдумал образ «злодея», который был затем скопирован западным кино. «Палач» в маске младенца через год после «Дизлайка» появился в фильме «Счастливого дня смерти» (2017). Но еще раз подчеркнем – ловушки, маньяки и прочие топоры – это уловка. Вас заставляют взглянуть на «историю» глазами обыкновенного, пусть и юного обывателя. Однако в самый неожиданный момент задается вопрос: «А что же было на самом деле?» И вот тут мы обнаруживаем как раз излюбленный Руминовым неожиданный поворот а-ля нуар («на самом деле всё не то, чем кажется») Но загадку мы раскрывать не будем, ибо в этом вся и суть.

Вы спросите: а при чем здесь Грета Тунберг? Дело в том, что интернет в состоянии сформировать из НИКОГО т.н. «нового пророка». Опять же к чести режиссера он предложил сюжет до того, как безумная девочка, голосившая с трибуны ООН, стала «богиней нового культа» (это реально, её поклонники уже говорят на полном серьезе о «сверхспособностях» девочки).

В фильме же одна из жертв выживает. Случайно ли? И вот она, уйдя на некоторое время в «затвор», явлена России то ли как «святая», то ли как «мессия» (о чем говорит одна радио-ведущая). И вот после этого элементы странной картинки складываются совершенно по-другому. И история воспринимается иначе. И теперь её эпиграфом могут стать слова: «Не хочу быть популярной. Хочу быть вечной!» Предупреждаем, что у фильма вовсе не одна концовка, и даже не две. Иногда сюрпризы многократно кроются в сюрпризах.

Made on
Tilda