Криминал в стиле античной комедии
Тайны комедийного фильма «Честь семьи Прицци»
Есть криминальные фильмы, которые не приняли в США, но они вызвали дикий восторг в России (вспоминаем «Хроники ломбарда»). А случается диаметрально противоположная ситуация. Фильм может собрать множество наград, стать своего рода классикой жанра, а отечественный зритель задается вопросом: «Это вообще о чём?»

Подобная судьба ожидала киноленту «Честь семьи Прицци» (1985), которая подавалась зрителю как криминальная комедия. Дело в том, что комедии – это не всегда уморительный смех и всякого рода гэги. Бывают комедии вообще несмешные, ибо они подобно творениям античности обращаются к самой сути. А ещё иногда есть моменты, что спрятаны от «построенного наблюдателя». Попытаемся разобраться, что же скрыто в «Чести семьи Прицци».

Режиссером ленты был легенда Голливуда – Джон Хьюстон. Тот самый, что в 1941 году снял формально первый эталонный нуар «Мальтийский сокол». А главную роль в фильме играет другая легенда Голливуда – Джек Николсон. И у этих двух «легенд» были крайне непростые отношения. Виной чему была дочь режиссера Анжелика, с которой у актера была легкомысленные отношения. Отголоски это можно обнаружить в знаменитой сцене из «Китайского квартала» (1974), в котором Хьюстон играет эпизодическую роль и беседует с персонажем Никлосона, частным детективом. В данном случае фраза: «Так значит, вы спите с моей дочерью?» - обретет множество смыслов, выходящих за рамки картины.

К слову сказать, в «Прицци» указанная Анжелика играет роль Мейроуз, из-за которой начался «весь сыр-бор». Но это частности. Куда более важно, что Хьюстон ещё в 1985 году уловил наметившуюся тенденцию, которую мы сейчас обозначаем как «демаскулинизация нуара». Главный герой – как-бы-крутой гангстер, на практике -недотепа. Это подчеркивается тем, что Николсон подкладывал под верхнюю губу кусочки ваты и потому иногда становился похожим на грызуна. В данном случае это пародия на Марлона Брандо в роли «крестного отца», который чтобы придать своему лицу бульдожье выражение подкладывал куски ваты под нижние части щек.

В итоге фильм превращается в противостояние двух женщин. Очаровательной Айрин Уокер (одна из лучших ролей Кэтлин Тёрнер) и коварной Мейроуз Прицци. Первая оказалась наемным убийцей, вторая - частью мафиозного клана. Мужчины в действии превращаются в нелепых статистов. Несмотря на то, что отечественные критики не заметили в фильме шуток, их в нём полным-полно. Просто они не сопровождаются закадровым смехом. Например, в части беспомощности и глупости главного героя: «-Ну и что, что она ворует и убивает? Это же не может помешать ей быть хорошей женщиной»

Или еще одна шутка: «- Папа! У меня же медовый месяц!!! - Ну и что такого – можешь провести его в Бруклине». В фильме много пародийных моментов, отсылающих нас к «Крестному отцу». Только если в 40-ые годы мафиозные кланы вызывали «страх и трепет», то ко времени создания фильма они были чем-то нелепым, связанным с семейными склоками. И некогда могущественные «доны» улаживают дела своих непутевых детишек, которых можно было бы назвать «инфантильными гангстерами». Опять же чуть позже эта проблема была ещё более наглядно показана в сериале «Клан Сопрано»

В итоге даже могущественный дон Корадо на свадьбе вынужден обращаться к гостям через посредника. «Дон просил передать…» Ведь смешно же, хотя и сыграно с весьма серьезным выражением лица.

Если вы будете смотреть фильм «Честь семьи Прицци», принимая во внимание всё вышесказанное, то он Вам, несомненно, понравится. На этом мы заканчиваем наш рассказ. Подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»



Made on
Tilda