Голоса изнутри как постыдная тайна
Когда непонятно, кто стал жертвой в криминальном фильме
В этом году в рамках одного из самых интереснейших проектов и культурного сообщества Ярославля «Клуб анонимных книгоголиков» мы рассматривали полу-документальный роман Дэниела Киза «Странная история Билли Миллигана». По большому счету именно эта книга дала начало множеству фильмов, в котором преступник страдает множественным расстройством личности. От «Идентификации» (2003) и французских «Лабиринтов» (2003) до «Сплита» (2016)

Хотя есть фильмы, которые качественно меняют ставшую во многом «стандартной» ситуацию, которую (пожалуй) кинематографистам надо бы избегать – иначе она рискует стать совершенно избитой и даже пошлой. На глаза попался исключительно малобюджетный телевизионный фильм «Силуэт», который вышел на «голубые экраны», ещё до того как появилась скоротечная мода на «расщепленное криминальное сознание». А именно в 1998 году.

Сразу же предупреждаем - в материале будут сплойеры, то есть рассказ о принципиальных сюжетных поворотах, хотя это и не в правилах нашего канала. Но прежде чем начать рассказ, отметим, что оригинальное название фильма переводится как «Голоса изнутри», что более точно передает суть проблемы, нежели весьма безликий «Силуэт»

Завязка криминальной ленты, что несет на себе определенный отпечаток нуара, не слишком сложная. Некая барышня возвращается с работы. Затем очень броско одевается, примеряет вызывающий парик. Став блондинкой, она направляется в бар, когда ведет себя «непосредственно». Однако в какой-то момент спохватывается, выходит на улицу, садится в машину, пытается уехать и именно в этот момент раздаются выстрелы.

Далее начинается вполне шаблонное полицейское расследование. Для опознания вызывается сестра убитой, которая никак не может поверить в случившееся. И вот тут начинаются странности. Появляются свидетели, которые утверждают, что знали погибшую. В этом как раз нет ничего странного. Удивительно то, что почти все они знали под разными именами, и описывают разных людей. Есть скромная медсестра, что старательно трудилась в местной больнице, есть талантливая художница, картины который отражают её внутреннюю боль, есть любительница незамысловатых и отвязных приключений и т.д.

То есть в данном случае в сюжете мы наблюдаем множественное расстройство личности не у преступника, а у жертвы. И вот теперь для расследования важно понять, в какой ипостаси была убитая, ибо от этого зависит, «кого собственно убили», а это позволяет найти ниточку к тому, кто совершил убийство. Понятное дело, что к расследованию подключатся психолог, который всеми силами пытается помочь.

Именно его стараниями было установлено, что некоторые из «личин» подозревали о существовании друг друга. Даже вели между собой переписку. Если ты не помнишь, что происходило, то ведь можно написать «себе другой». Например, «художница» могла отправить открытку «медсестре». Подобно некоторым нуарам зрителя пускают по «ложному следу». В частности большую часть фильма расследуется мерзкое и шокирующее происшествие из раннего детства девочки, которое стало причиной её патологии. Но вот-вот незадача. Это не приводит к убийце.

Оказывается, что для понимания сути преступления важно погрузиться в мир внутренних голосов, а также изучить систему взаимодействия «внутренних личностей». Не исключено, что этой идеей вдохновлялись создатели фильма «Идентификация» (мы упоминали его ранее). Тогда одна выдуманная личность пыталась устранить все остальные, но это происходило в рамках одной вымышленной ситуации. А что будет, если одна из личностей, не понимая, что все они живут в едином теле, в реальности «закажет» другую проекцию, полагая, что тем самым как бы облегчит себе жизнь. Так сказать: «Она больше не будет мешать мне своими записками. И больше не будет учить меня жизни…»

На этом мы заканчиваем на сегодняшний рассказ. Подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda