Водитель для непyтевой барышни
Криминальный сюжет, который затем воспроизвели во множестве фильмов
Мы продолжаем знакомить Вас с творчеством талантливого (местами даже гениального) режиссера Уолтера Хилла. Вчера мы рассказывали о фильме «Улицы в огне», в котором были использованы отдельные элементы нуара (то есть мрачных криминальных драм).

Сегодня мы будем говорить о киноленте, влияние нуара на которую более чем очевидно. Фильм 1978 года в оригинале назывался «Водитель», хотя у нас в прокате решили пустить под названием «Поединок», что в итоге приводит к путанице. Так как данный фильм иногда путают в нео-нуарным боевиком «Схватка» (1995). Если же говорить именно о «Водителе» («Поединке»), то лента оказала огромное влияние на поп-культуру в целом: от кинематографа до компьютерных игр.

Отсылки к ней можно найти во многих фильмах Тарантино. Но куда более важно, что фильм о криминальном водителе в настоящее время превратился в особый под-жанр – от «Перевозчика» (2002) Луи Леттерье до «Драйва» (2011) Николаса Рефна. Что показательно, что сейчас, что «тогда» фильм большей популярностью пользовался в Европе, нежели в Америке. А ещё эта кинолента вдохновила создателей культовой серии компьютерных игр «Нид фор спид» («Жажда скорости»). В них Вы можете обнаружить не просто отдельные элементы, замеченные в фильме, а целые локации.

Чем ещё примечателен данный фильм? Это первая голливудская роль Изабель Аджани, которая только-только начала восхождение на вершину славы. Опять же барышня была свято уверена, что снимается именно в нуаре. Она даже представляла себя «новой Лорен Беколл», а соответственно «водителя» в исполнении Райна О' Нила - «вторым Хамфри Богартом». Именно подобное восприятие проекта позволяет понять особенности игры этих двух актеров (да и иных тоже).

У героев нет имен. Точнее говоря, они, наверняка, есть, только в фильме никто ни разу не обратился по оным. Поэтому герои как бы безымянные. «Ковбой-водитель», «девушка-игрок», «детектив-преследователь» и т.д. Опять же вполне логично, что безымянные герои не очень любят болтать. «Водитель» за весь фильм произносит всего лишь около трехсот слов. «Девушка» замерла с маской на лице, изображающей нечто среднее между «криминальной анемией» и «леди-ой-ну-всё». Ей нужны деньги, в «водителю» нужно «алиби». И они нашли друг друга.

По ту сторону занавеса находится фанатичный, едва ли не маниакальный детектив, который во чтобы то ни стало хочет поймать «водителя», которого именует «ковбоем». Ради этого он готов пойти на нарушение закона и даже не негласную сделку с другими преступниками. Кажется, что у него «что-то личное». Но это лишь часть игры. Очень важно, что тема игры проходит красной нитью через весь фильм. Он начинается с того, что грабители, которых должен забрать с места преступления «водитель», грабят казино. «Девушка» тоже любит игры. И азартные, и, скажем так, личного свойства. «Детектив» постоянно читает в газетах колонку спортивных новостей, так как это позволяет понять «технологию игры».

И самое броское в этой ленте, что все без исключения персонажи в итоге станут жертвами «кидалы», который рассматривает общую криминальную ситуацию не как комбинацию для мошенничества, а лишь как «расклад для игры». Опять же если говорить о «кидале», то сцена в поезде однозначно указывает на то, что Уолтер Хилл был прекрасно знаком с французским нуаром и в известной степени подражал ему, хотя и вышел за узкие рамки, установленные этим жанровым явлением.

Фильм, вне всякого сомнения, надо посмотреть всем, кто интересуется криминальными кинолентами. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самом ближайшем будущем продолжим Вас знакомить с криминальных кинокартинами 70-ых годов. А потому не забывайте читать наши новые статьи. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»



Made on
Tilda