Как снимешь, как покажешь
Фильм «Фотограф» и одна из лучших ролей Джо Пеши
Если честно, обсуждение «Ирландца» и учение в нём Джо Пеши изрядно утомили. Актер не хотел сниматься в этом фильме, его уговаривали почти год и в итоге «взяли измором». Он прекрасно понимал, что в силу возраста не очень хорошо (выразимся аккуратно) подходит для роли в киноленте. Хотя это прекрасный повод вспомнить другой фильм с участием этого хорошего актера.

Вообще Джо Пеши остался в памяти большинства в двух ключевых образах. Во-первых, криминальный недотепа, которым все помыкают (от «Один дома» до «Смертельного оружия»). Во-вторых, невротичный гангстер с девиантным поведением (от «Славных парней» до «Казино»). По этой причине роль криминального фоторепортера Леона Бернштейна по прозвищу «Великий Берзини» стоит несколько особняком.

Если принимать во внимание творчество режиссера Говарда Франклина, то имеется объективное подозрение, что на роль фотографа первоначально предполагалось пригласить Билла Мюррея. Тот снимался почти во всех фильмах Франклина (вспоминаем «Быстрые перемены» и «Больше, чем жизнь»). Хотя это не более чем «частная версия». В любом случае Мюррей подошел бы на роль пронырливого репортера-циника.

Сразу же отметим, что перевод названия, хотя и устоявшийся, но не совсем точный. «The Public Eye» - это нечто «в прицеле общественности», что с другой стороны является отсылкой к «частному детективу», то есть «private eye». Поэтому второй, альтернативный перевод, использующий слово «Хроникер», кажется более удачным. Тем более что «Великий Берзини» и не фотограф вовсе в привычном для нас понимании. Он - охотник за криминальными изображениями, которыми снабжает прессу. Своё прозвище (отсылающее нас к «Великому Гудини») он получил за исключительную изворотливость и фантастическую способность оказываться на месте преступления раньше полиции.

С формальной точки зрения снятый почти двадцать лет назад, в 1992 году фильм «Фотограф» является типичным нео-нуаром. Действие происходит осенью 1942 года в Нью-Йорке. В кадре полным-полно сомнительных типов, разного рода гангстеров и не слишком чистоплотных полицейских. Как и положено, к «фотографу» с просьбой обращается если не роковая, то очень вызывающе выглядящая «красотка», по совместительству являющаяся владелицей шикарного клуба «Высшее общество».

Проблема в том, что с некоторого времени в совладельцы этого заведения стали набиваться всякого рода странные субъекты, а потому «хотелось бы узнать, что происходит». То ли из азарта, то ли оказавшись под воздействием женский чар, хроникер берется за это задание, причем, совершенно бесплатно. И будь он человеком иной профессии и иногда склада, узнав первые подробности, «бросился бы наутек». Однако персонаж Пеши - фотограф-маньяк и ему плевать на собственную безопасность. Он становится одержимым идей запечатлеть на фотопленку настоящие гангстерские разборки, в ходе которых одна нью-йоркская банда хочет навеки вычеркнуть из «списка живущих» другую группировку. Сам он мыслит это так: «Я делал фото за несколько минут до смерти, и несколько минут сразу же после смерти». Мол, хочу запечатлеть жизнь города «во время смерти».

Конечно, желание кажется не просто циничным, а откровенно пугающим, тем более что фотографа на предполагаемую «вечеринку» никто не приглашал. И вот именно в этом рисковом проекте обнаруживается подлинная суть героя, который прячет её за маской безразличия. Он действительно фотохудожник, который хочет явить миру подлинные страдания мегаполиса. Этому посвящен его «особый альбом», который он тщетно пытается выпустить, но издателей пугает реальность, наполненная болью, отчаянием и страхом. То есть мы сталкиваемся с тем, что нуар-фильм посвящен нуару, только не как кинематографическому, а как фото-явлению.

Зная особенности и специфику нуар-фильмов, хотелось бы обратить внимание на два момента. Предадут фотографа или нет? Станет ли владелица клуба femme fatale или не преодолеет эту границу? А ещё интересно показаны отношения полиции и ФБР. Полицейские как бы неидеальные, но с совестью, а вот федералы показаны очень неприглядно.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самом ближайшем будущем мы продолжим вас знакомить с нео-нуаром, рожденным в 90-ые годы, а потому не забывайте читать наши новые материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

Made on
Tilda