И в гангстерах поэтов дремлет дух…
«Ничего личного, это - просто искусство» или «Пули над Бродвеем» как уточненная комедия с криминальным уклоном
В одном из наших недавних материалов мы рассказывали о фильме Ф. Копполы «Клуб Коттон», который в том числе вдохновил Вуди Аллена на создание комедии «Пули над Бродвеем» (1994). Надо сказать, что этот фильм стоит в творчестве режиссера особняком. Хотя бы потому, что в кино-пространстве «Пуль» Вуди Аллен не появляется ни в одном кадре. Хотя обычно он использует самого себя в качестве одного из актеров.

Но обо всем по порядку. Поскольку речь мы поведем о пародийном гангстерском фильме, то название статье тоже решили дать пародийное. Это отсылка к широко известной в узких кругах строчке Максимилиана Волошина «В комиссарах – дух самодержавья». Вуди Аллен решил в своей ленте соединить (казалось бы) взаимоисключающие вещи – творческий полёт и приземленность гангстерских разборок. А потому в фильме формально есть два «полюса» - театральная труппа (на дворе - конец 20-х годов и Бродвей ещё лидирует в соперничестве с Голливудом) и банда нью-йоркского заправилы Ника Валенти.

Последний на свою беду пообещал очередной подружке сделать её звездой. А потому решил профинансировать постановку пьесы молодого автора. Указанного автора, Дэвида Шейна играет Джон Кьюсак, который уже появлялся в пародии на нуар, а именно в фильме Вуди Аллена «Тени туман» (в ней неутомимый режиссер показывает связь нуара и германского кино-экспрессионизма). В принципе уже неплохая завязка для комедии положений, особенно если учесть, что подружка «криминального босса» в прошлом лишь выступала в варьете, а потому даже не может толком выучить текст (и это не считая противного визглявого голоса).

Мы далеко не сразу понимаем, что главным персонажем в фильме является гангстер Чич. У него даже нет фамилии «- А вы? Мистер?.... – Не мистер, а зовите меня просто Чич». Его играет Чезз Палминтери, давным-давно ставший «кино-обликом организованной преступности», проще назвать в каких гангстерских лентах он не играл бандитов, нежели перечислять все фильмы с его участием. Первую половину фильма он держится в тени – ему поручено охранять «новоявленную звезду» подмостков, что делает он без особого энтузиазма и воодушевления. А ещё из раза в раз он вынужден присутствовать на репетициях и слушать текст в высшей мере странной пьесы.

В какой-то момент душа бандита не выдержала, и он выдал всё, что думает о «модном произведении». Мол, и текст никудышный, и смысл ничтожный, и вообще нормальные люди так не говорят. «Ха-ха» - сказал автор пьесы – «Если вы такой умный, то возьмите и поправьте». И вторую часть фильма большой любитель перестрелять конкурентов в доках Нью-Йорка переписывает пьесу, придавая ей «жизненную силу». В итоге получился шедевр. И все этим довольны, за исключением Чича. Это единственная в его жизни пьеса, а потому он не хочет, что её уродовали во время постановки.

Впрочем, данную сугубо творческую проблему он предпочел решить способом, к которому больше всего привык. Взял, да и вывез «в одностороннем порядке» неугодных актеров в сторону доков на берегу Гудзона. Фантазия так и рисует шикарную фразу в стиле: «Ничего личного, это - просто искусство!», но Чич немногословен, в чем его заслуга.

Криминальное вмешательство в мир высоких идей отчасти напоминает сцену из «Красного дракона» («Охотника на людей»), когда Ганнибал Лектер «приглашает на ужин» бездарного флейтиста. Не столько из желания съесть оного, сколько из намерения «помочь» симфоническому оркестру Балтимора. Но вернемся на Бродвей конца 20-ых… Мысль Вуди Аллена предельно проста – если вы не знакомы с жизнью, то сколько угодно можете использовать красивые словечки, изображать из себя умника, реального таланта вам это не добавит. К слову, неплохо бы эту мысль освоить деятелем современного с позволения сказать искусства.

В завершении можно отметить интересный факт. «Пули над Бродвеем», явленные сначала как фильм, затем стали реальной бродвейской постановкой. Хотя на практике обычно обстояло с точностью до наоборот.

На этом мы заканчиваем наш рассказ. Однако в самом ближайшем будущем мы продолжим Вас знакомить с криминальными комедиями 90-ых годов, а потому не забывайте читать наши новые материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»





Made on
Tilda