Путеводитель по гангстерскому ар-деко
Барышни, шик и клуб «Коттон»
Прошедшие новогодние праздники прошли под лозунгами: Да здравствуют двадцатые! Вернем Великого Гэтсби! Даешь ар-деко! Хотя, конечно, хотелось бы отметить, что ар-деко не вот сразу появился на арене. Да и не во всей Европе сразу (и вообще в известной мере в США). Опять же со временем стал считаться стилем вызывающим, невольно соседствующим с так называемым «гангстерским шиком».

Не так давно мы начали Вам рассказывать об уникальном для кинематографии явлении – нуар-мюзиклах. Сегодня пришла очередь обратить свой взор на удивительный фильм, который является не просто нуар-мюзиклом (нуар – это мрачный криминальные драмы), но подлинным путеводителем по т.н. «гангстерскому ар-деко» (это мы как бы перефразируем мысль о том, что «Евгений Онегин» был «энциклопедией русской жизни»). Мы говорим о фильме 1984 года «Клуб Коттон». Уже дуэт создателей (Френсис Форд Коппола и Марио Пьюзо) некогда сотворивших «Крестного отца», заставляют каждого приличного человека хотя бы раз в жизни посмотреть эту двухчасовую ленту.

С формальной точки зрения сюжетная канва образована историей взлета и «падения» печально знаменитого нью-йоркского гангстера Артура Флегенхаймера, известного под кличкой «Голландец Шульц» (мы уже его вспоминали в связи с фильмом «Билли Батгейт»). Надо сказать, что в отличие от оригинала сей криминальный заправила в киноленте подан не просто как невротичный тип, а как форменный психопат. Хотя это в большей степени намеки на образ Тони Камонте из фильма «Лицо со шрамом» (1932).

В «Клубе Коттон» (как фильме) вообще содержится множество отсылок к кинолентам, в разной степени причастным к раннему нуару и прото-нуару. Например, в кадре появляется «Глория Свенсон» (её играет Дайан Венора) и сразу можно увидеть тонкие аллюзии к «Бульвару Сансет». Среди гостей клуба можно увидеть Джеймса Кегни (его играл Винсент Джероза) и это ещё один намек на американский фильм, ставший провозвестником нуара – «Враг общества» (1932). Третья классическая лента («Маленький Цезарь») обыграна в мелькающей афише выдуманного фильма «Главарь»

Хотя на самом деле главной в ленте является не криминальная, а музыкальная составляющая. Однако в отличие от классического мюзикла инструментальные и танцевальные номера не являются «вставками» в сюжетное действие – они его органическая часть. Для этого основным персонажем было сделано культовое нью-йоркское заведение – Клуб «Коттон». Название (то есть «Хлопок») было определено его культурной программой. Дабы не нарушать правил навязываемой нам политкорректности, выразимся округло - заведение для белых, но белые на сцене в нём не выступали.

Именно по этой причине на его подмостки не получается попасть талантливому музыканту Майклу Двайеру по прозвищу «Дикси» (его играет еще неседой и вполне молодой Ричард Гир). Однако он помог «Шульцу», а затем «приглянулся» (в плане бизнеса) владельцу клуба ирландскому гангстеру Оуни Мэддону. Забегая вперед, отметим, как важно вовремя «уйти». В фильме ничего не сказано о «дальнейшей судьбе» Мэддона, а между тем в реальности он дожил до 73 лет и умер своей смертью, что для человека его «профессии» - очень большая редкость.

Еще раз подчеркнем, что фильм ценен отнюдь не криминальным сюжетом. В нём буквально по крупицам восстановлена «реальность», охватывающая период с 1928 по 1935 годы. Одежда, в первую очередь женские наряды, музыкальные и танцевальные номера, прически, манера держаться, особенности интерьеров. На Копполу работала целая туча историков и реконструкторов, а потому фильм можно использовать как своего рода «пособие» (например, если вы задумали провести тематическую вечеринку).

Несмотря на то, что «Клуб Коттон» не оправдал вложенных денег (в прокате собрал чуть больше 20 миллионов при полуста вложенных) фильм оказал большое влияние на кинематограф. В частности, отсылки к нему можно найти на обширном «пространстве» от «Пуль надо Бродвеем» Вуди Аллена до «Пулеметного блюза» («Черная роза Гарлема») Ника Касаветиса.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самом ближайшем будущем продолжим знакомить Вас с кинофильмами, в которых непривычно подана «гангстерская тема». А потому не забывайте читать наши новые статьи! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».

Made on
Tilda