Коварная жена, наряженная ёлка и кровавая оливка
О лучшей короткометражке, пародирующей нуар
Мы уже не раз говорили в пародиях, и на мрачные криминальные фильмы, и на фильмы ужасов. Проблема качественной пародии состоит в том, чтобы максимально дистанцироваться от подделки. И пародия, и подделка используют устойчивые на уровне восприятия образы, подстраиваются под хорошо узнаваемый стиль, при этом меняя их под личные потребности.

Пародия в первую очередь - это имитация художественного стиля, используемая, чтобы привнести в оригинал элементы сатиры и юмора (вспоминаем блестящую пародию на нуар, фильм Земекиса – «Кто подставил кролика Роджера»). Как только из подобного произведения исчезает ирония и сатирический импульс, оно неизбежно переходит в раздел подделок. Подделка подобно пародии уделяет большое внимание внешней имитации. Однако у создателей подделок не хватает чувства юмора, чтобы показать оригинальное явление в ироничном свете, что в свою очередь ведет к осознанию оригинального явления, постижению его с непривычной стороны. Подделка - это бездушная имитация, которая творится с серьезным выражением лица.

Нуар, как любое более-менее заметное культурное явление, не избежал участи быть подделанным. Наверное, не стоит сосредотачиваться на том, какие фильмы можно отнести к числу подделок. Куда более важным представляется ответить на несколько других важных вопросов. А именно: какие визуальные и смысловые элементы используются в подделках и пародиях? где грань между удачной и неудачной пародией, чем она определяется?

Признаюсь, ответы на эти вопросы могут превратиться в самую настоящую лекцию, а хотелось бы ограничиться рамками данного материала. Поэтому в качестве (субъективной) лучшей пародии на нуар я приведу короткометражную ленту, которая была снята в 1997 году и называлась «Кровавая оливка». Наверное, великое видится на расстоянии. А для осознания и идентификации такого «большого стиля» как нуар, вероятно, желательно находиться подальше от Америки. Однако факт остается фактом - именно благодаря европейскому кино нуар пережил свое второе рождение (в форме нео-нуара). И именно европейцы сняли лучшую пародию на нуар.

Более того, уложили в её в девять минут экранного времени, что даже для короткометражки совершенно немного. Создателем этого без преувеличения шедевра был бельгиец Винсент Баль, известный в первую очередь благодаря «европейской адаптации» «женщины-кошки», что была явлена в 2001 году в качестве фильма «Леди-кошка». Если вернуться к «Кровавой оливке», то снимали её в Голландии, а публике презентовали в Германии.

Действие фильма происходит на Рождество 1951 года. Поэтому есть тайный смысл обсудить это творение на российский «Старый Новый год». Супруги Вернер и Милена готовятся к празднику. Наряжается ёлка, ставится в духовку индейка, достаются фужеры. Всё это подается с воспроизведением фотокадров, более известных как «ретро-американа». Идиллию рушит тревожный звонок, раздавшийся во входную дверь. Милена приоткрывает дверь (в нуаре нет широко открытых дверей и только полу-взгляды). На пороге образовался Сэм, коллега Вернера. Конечно, третий – лишний на уютном, почти интимном торжестве, но не гнать же гостя из дома. А гость приносит дурные вести…

Действие, как и положено в нуаре, начинается неспешно, но быстро набирает обороты. Каждая фраза разит коварством. В итоге перестаешь понимать, что происходит. Ты дезориентирован… но действие не останавливается, ведь в нуаре всё не то, чем кажется на первый взгляд. А в «Кровавой оливке» и на второй взгляд, и на третий, и на четвертый…

В итоге получилась весьма удачная, тонкая, стильная и самое главное – смешная пародия на нуар. С ней вы можете познакомиться по ссылке чуть ниже.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Но в самом ближайшем будущем продолжим знакомить Вас с криминальными комедиями, которые можно отнести к нео-нуару. А потому не забывайте читать наши новые статьи! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».





Made on
Tilda