Лицемерие в кино и «преображение» через криминал
«Обвиняемая» - фильм, в котором сочувствовали преступнице
Сегодня мы будем говорить о фильме 1949 года «Обвиняемая». В центре повествования находится Вильма Таттл, роль которой исполнила Лоретта Янг. Интересным является тот момент, что до съемок в «Обвиняемой» Янг играла преимущественно в комедиях и фильмах «легкого жанра». Однако в нуаре ей предстояло изобразить, как женщина-специалист вынуждена признать опасность использования собственной привлекательности и пожертвовать всем, в том числе перспективной работой во имя любви и собственной защищенности.

Перспектива стать безработной вовсе не была преувеличением, так как возвращение мужчин с фронта подразумевало, что многие женщины, ещё активно используемые в американской экономике, в одночасье становились ненужными. «Клепальщица Рози» осталась всего лишь символом на плакате. Однако у Вильмы Таттл была несколько иная ситуация - согласно сюжету она работала ассистентом профессора психологии в университете, в том числе проводила экзамены, в ходе которых студенты должны были составлять психологические портреты. Героиня фильма не состоит в браке, это как бы подразумевает, что она непривлекательна для мужчин.

Она посвящает себя науке, что кажется неестественным выбором, нарушением привычных устоев. В этой связи надо отметить, что Вильму Таттл играет одна из самых очаровательных актрис Голливуда - Лоретта Янг снималась в кино с раннего детства. В итоге вся «привлекательность» героини ограничена грубым платяным шкафом, который смотрелся бы более органично в квартире какого-нибудь громилы. Но на самом деле «непритязательность» Вильмы это всего лишь уловка, попытка вписаться в суровый мужской мир, стремление играть по чужим правилам.

Двойственность её натуры обозначена в характеристике одного из студентов: «цикломическая красотка» - то есть страдающая перепадами в поведении, что почти сродни биполярному расстройству (раздвоению личности). Интересен порыв, который совершает Вильма, чтобы в итоге оставить то, что её избранник именует «грошовой работой». Она идёт на легкомысленное и даже глупое нарушение профессиональной этики; подразумевается, что женщине это можно просить, так как она – эмоционально неустойчивое, непостоянное, подверженное порывам, питаемым её страхами существо. В сюжете это выглядит как поверхностная связь Вильмы с симпатичным студентом, который на практике оказывается не таким уж «милым парнем».

Он нападает на неё, пытаясь защититься, героиня случайно убивает ухажера-насильника. Именно после этого её жизнь превращается в кошмар, часть которого она создает себе сама. Сам факт того, что Вильма не смогла наладить отношения с мужчиной «подходящего» для неё возраста указывают на недостаток рассудительности и самообладания. С другой стороны Вильма Таттл мечтает об академической карьере, тем самым демонстрируя отрицание привычного консервативного женского образа, связанного с материнством и ведением домашнего хозяйства.

Однако «Обвиняемая» - это не столько триллер и даже не детектив, сколько история трансформации. Причем мораль нуара в данном случае проста, женщина нарушила своё предназначение и потому встала (хотя и невольно) на преступный путь. В финале доктор Вильма Таттл показана представшей перед судом. Судя по развитию сюжета, её с большой долей вероятности оправдают. Она улыбается адвокату - своему будущему супругу, тот же неистово доказывает её невиновность и пытается продемонстрировать слабость Вильмы.

Она же буквально преобразилась от любви. Теперь героиня одета в модную одежду. Некогда робкая и замкнутая университетская преподаватель пользуется косметикой, поражает своей красотой, волосы – в шикарной прическе. Она достигла своего естественного положения в мире. Находясь на скамье подсудимых, она излучает больше счастья и уверенности, нежели за университетской кафедрой. Искупление в «темном городе» выглядит очень странно – оно проходит через преступление, через отречение от профессии, через позорные эпизоды в жизни.



Made on
Tilda