Злые тени большого города

«М – город ищет убийцу» и хроники нуара
День добрый, дорогие друзья! С Вами автор первого в России полноформатного исследования по истории нуара, книги «Пули, кровь и блондинки». Меня зовут Андрей Васильченко. Я не только историк, но и специалист по ретрокультуре. Сначала поделюсь хорошей новостью: моя книга заняла третье место в рейтинге изданий, посвященных кинематографу, по версии популярного онлайн магазина «Лабиринт». Наш канал с некоторого времени будет посвящен только нуару - мрачными криминальным драмам, присущим в первую очередь западному кинематографу 40-50-ых годов. Рассуждать мы будеv о тех моментах, что по разным причинам не вошли в книгу.
Сегодня мы будем говорить о фильме, который собственно пробудил во мне много лет назад интерес к нуару. Одним из создателей эталонного нуара и классиком этого «жанра» был перебравшийся в США гениальный германский режиссер Фриц Ланг. Ланг всегда привлекал меня как уникальная фигура, в первую очередь как режиссер, снявший величайший фильм в истории человечества – ленту «Метрополис». Именно Фрица Ланга можно считать изобретателем эпической фантастики, а заодно фэнтези (фильм «Нибелунги»), а также авантюрного кино (киноэпопея по доктора Мабузе). Нешуточно размахнувшись в культурном пространстве Веймарской республики Ланг также снял ленту, которую можно назвать переходной от «протонура» и «нуару», хотя она и очень сильно опередила свое время.

Первоначально свой фильм Ланг назвал не просто одним словом, а просто одной буквой - М. Это означало «мурдер» -убийца. Однако для поисковой идентификации, равно как и для проката это было излишне кратко, а потому данный кино фильм более известен как «М- город ищет убийцу». Гениальность Фрица Ланга выразилась в нескольких моментах. Во-первых, он создал канон, с которого копируют образы серийных убийц и по сей момент. Это был не звероподобный громила, а вполне успешный «декадент». И движим он был не своими криминальными желаниями, а внутренними демонами, которые дремали в его «обывательской душе». Пробуждение этих «демонов» обозначалось на первый взгляд невинным явлением. Детоубийца начинал насвистывать «В пещере горного короля» из Эдварда Грига («Пер Гюнт», если кто-то не знает). Позже Питера Лорре, сыгравшего негодяя, мы может обнаружить в образцовом нуаре, киноленте 1941 года «Мальтийский сокол». Там он тоже играет не самого положительного героя, хотя и не матёрого преступника, а просто скользкого типчика, типичного проходимца.

Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, было стремление к декриминализации «преступного дна». Берлинские бандиты (а действие фильме происходит в Берлине конца 20-ых годов) поданы всего лишь как работяги «уголовного промысла». Их не демонизируют, а показывают буднично, даже банально. И вовсе взгляд на криминалитет меняется, когда он решает найти детоубийцу, за которым безуспешно охотится полиция. Поймав маньяка «братва» устраивает над ним подобие суда. Сцены с бандитами интересны еще и тем, что в них снимались «мятежные берлинские штурмовики». Классические актеры были слишком лощеными для этих ролей. Обычные бандиты, что тогда в Германии, что сейчас в России, жили «по понятиям», а потому сниматься на камеру наотрез отказались.

Вот тогда Фриц Ланг обратился к «мятежным берлинским СА», что уже неоднократно поднимали «бунт» против Гитлера и Геббельса (те ещё не пришли в власти, на момент выхода фильма н экраны Веймарская республика доживала свои последние месяцы жизни). Если принять во внимание качество работы и сюжет, предложенный Фрицом Лангом, по никак не можешь избавиться от ощущения, что лента была снята в наши дни и просто бала состарена. Для 1931 года это было не просто новаторское, а революционное кино. По сложившейся традиции мы не будетм пересказывать детали сюжета фильма, чтобы не портить вам возможный просмотр и сохранить интригу.

На этом мы закончим наш рассказ. Если вы не успели купить мою книгу «Пули, кровь и блондинки», то имею наглости рекомендовать вам поспешить. Тираж может в любой момент закончиться. А еще не забывайте читать наш канал! Всего Вам наилучшего! Искренне Ваш Андрей Васильченко

http://noir-film.ru

Made on
Tilda