Новогодние фрустрации, барышни и криминал
Еще раз о криминальной комедии на новогоднюю тематику
В нашем недавнем материале мы вспоминали фильм 1995 года «Четыре комнаты», который был создан четырьмя режиссерами и представлял собой четыре (в известной степени взаимосвязанные) новеллы. Автором второй из них, «Не тот человек» являлся Александр Рокуэлл.

Этот режиссер был, так сказать, плоть от плоти кино, так как приходился внуком всемирно известному аниматору Александру Алексееву. И на первый взгляд творческая биография «внука» была успешной. Например, в 1992 году его фильм «В супе» получил гран-при фестиваля независимого кино Сан-Денс. Затем были «Четыре комнаты», созданные в содружестве с Квентином Тарантино и Робертом Родригесом. А потом… А вот «потом» не было. Рокуелл перестал снимать кино. Возможно, этому «поспособствовало» его расставание с женой, актрисой Дженнифер Билз. На исключительность его чувств намекает тот факт, что она была главной героиней во всех его заметных (двух) кинолентах.

Однако фильм «В супе» выходит далеко за рамки обычного артхауса образца начала 90-ых годов. По сути, эта кинолента обозначила моду на нуар, про который в его классическом виде к тому времени толком забыли, да и слово это вспоминали редко. Однако если посмотрите эту ленту, то поймете, откуда пристрастие к нуару почерпнули Тарантино и Родригес; чем вдохновлялись, когда изрядно преображали трешевые комиксы Фрэнка Миллера «Город грехов».

Опять же «В супе» можно найти бесконечное количество элементов, которые три года спустя более образно и ярко будут показаны в «Четырех комнатах». Вертлявый лифтер-портье, связанная Дж. Билз (это как опасная фантазия главного героя), странные разговоры про кино и т.д. А ещё фильм имеет смысл посмотреть, так как здесь явлены пока еще малоизвестные публике актеры: Стив Бушеми и Стэнли Туччи («последний кино-злодей»). Опять-таки лента очень сильно повлияла на кино в целом, так как отсылки к ней мы можно обнаружить на широком пространстве: от «Пули надо Бродвеем» (1994) до «Достать коротышку» (1995).

Так о чём фильм и при чём здесь суп? «В супе» - так обычно называют подельников. Судьба свела двух совершенно непохожих друг на друга людей. Начинающего невротичного режиссера Адольфо Ролле (его играет Бушеми), который старательно пытается создать фильм на основе собственного сценария. И средней руки гангстера Джо. Просто Джо (в исполнении «бесконечного» Сеймура Кассела). Не совсем понятно, зачем, но Джо решил вложить деньги в создание фильма, о котором грезит Адольфо. А ещё он (Адольфо) мечтает о соседке по лестничной площадке, которую мыслит снять в собственной киноленте. Но та работает официанткой и на всякие глупости не обращает внимания.

Пор мере того, как «славная парочка» (Джо и Адольфо) достают преимущественно незаконным деньги на съемки, молодой режиссер сам потихонечку становится криминальным типом. А съемки между тем никак не могут начаться. Столкновение двух миров: криминального и эстетского – приводит к тому, что на выходе получается изысканный и смешной нуар. Однако не образца американских мрачных криминальных драм, а более походящий на французские кинофильмы (Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, поздний Жан Ренуар). А ещё в фильме постоянно появляется «русская тема», которая в кои-то веки никак не связана с мафией. Мы постоянно видим плакат «Сталкера», да и сам Адольф не раз упоминает Тарковского. Кроме этого постоянно идут отсылки к русской классике: «Меня воспитали Достоевский и Ницше», «Новый сценарий мог бы переплюнуть по объемам „Войну и мир"» и т.д.

На выходе получилась очень стильная, с хорошим музыкальным сопровождением криминальная комедия, в которой ярко развита новогодняя тематика. Забыл сказать, фильм первоначально снимался как цветной. Черно-белым его сделали в самый последний момент, от чего он только выиграл.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в самое ближайшее время мы продолжим Вас знакомить с криминальными комедиями 90-ых годов. А потому не забывайте читать наши новые статьи. Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»



Made on
Tilda